Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.
История у разных народов мира
Резьба по кости является одним из древнейших видов художественного искусства, которым человек занимался с глубокой древности. Она представляет собой искусство создания узоров, рисунков и декоративных элементов из кости, например браслеты, ножи и орудия труда, иглы, наконечники для стрел, ожерелья, кольца, ящики и шкатулки.
Искусство резьбы по кости требует высокой мастерства и терпения, так как кость — жесткий и хрупкий материал, который не всегда легко обрабатывать. Многие культуры и народы развивали собственные техники и стили в резьбе по кости, что привело к созданию уникальных и красочных произведений искусства.
Эти костяные предметы часто имеют культурное и историческое значение и являются важными артефактами для изучения культурных и общественных аспектов прошлых эпох.
Ремесленники выбирали разные материалы в зависимости от доступности, а также от своих технических навыков и предпочтений. Простые цевки, такие как трубчатые части скелета коров, лошадей, рога оленя и лося, моржовые клыки кости и других животных, тоже использовались для ремесла. Эти материалы были более доступными и часто использовались в народных художественных традициях.
Косторезное искусство развивалось с началом появления человеческой культуры, традиций и первых технологий обработки. Оно процветало в различных культурах и эпохах и оставило после себя богатое наследие.
Ремесло было особенно популярным искусством в разных культурах и эпохах. Восточные страны, такие как Китай и Япония, славились своими изысканными изделиями из кости, включая скрижали, бусины, четки, диптихи, статуэтки и украшения. В Риме и Византии также существовала богатая традиция резьбы по кости.
Мотивы и сюжеты на изделиях из кости зависели от мифологии, религиозных обрядов, истории и традиций народа. Изделия из кости часто создавались как предметы коллекционирования и искусства, и это позволяло мастерам проявлять свою креативность и умение.
Ремесло в России имеет давнюю историю и начала свое развитие в средние века. Новгород был одним из первых центров этого искусства в России. В XII-XV веках, в период Средних веков, мастера из Новгорода активно создавали удивительные произведения искусства. Мастера резьбы использовали разнообразные мотивы, включая растительные, геометрические и сюжетные орнаменты.
Холмогорская резьба по кости действительно является выдающимся проявлением русского художественного искусства. Этот стиль резьбы вдохновлен богатой природой регионов и характеризуется сложными мелкими и красивыми орнаментами, рельефными сюжетными композициями с использованием цветового украшения.
Один из характерных черт холмогорской резьбы по кости — это использование сквозных отверстий, что придает работам воздушность и легкость. Орнаменты этого стиля напоминают замороженные завитки и часто включают в себя гравировку, узоры, снежинки отражая связь с суровой и холодной природой края.
Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.
Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.
Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.
Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.
Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.
Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.
Особенности ремесла
Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.
Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:
- Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
- Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
- Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».
Работа с костью
Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.
Выбор материала
Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:
- Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
- Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
- Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
- Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
- Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.
Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.
Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:
- Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
- Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить — в ней останется вышедший из кости жир.
- Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
- Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.
Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.
Подготовка инструментов
Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:
- грубые пилочки — для снятия верхних прочных слоёв, которые мешают работе;
- абразивные насадки — для снятия «коры» кости и шлифовки;
- тонкие и острые лезвия — для проведения тонких линий;
- насадки с очень маленькими (не более 2 мм в диаметре) шариками — для проработки формы мелких деталей, придания им рельефности;
- резиновые зернистые насадки — для шлифовки;
- мягкие щётки и кисточки — для полировки готовой работы или отдельных её деталей.
Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.
Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.
Уроки для начинающих
Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:
- Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
- Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
- Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
- Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
- Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
- Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
- Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
- Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
- Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.
Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.