Обучение ручной резьбе по камню для начинающих

Резчик по камнюЛюбовь к резьбе по камню и скульптурной эстетике человечество проявляло еще с самых древних времен, высекая из твердых материалов сначала самые примитивные статуи, которые теперь принято величать бабами, а со временем — и великие шедевры. Так, чего только стоят творения великих мастеров разных эпох, среди которых следует выделить Фидия, Донателло, Микеланджело, Бернини, Родена и таких их современников, как Орланди, Вальпот, Церетели.

Особенности резьбы по камню

Художественная резьба по камню — задача, посильная не только настоящим профи, но и начинающим любителям, которые также способны создавать очень интересные скульптуры (пусть и не такие масштабные и претенциозные). Главное, не браться за слишком сложные проекты и не использовать материалы, работа с которыми под силу только лучшим мастерам скульптурного искусства.

И даже простой силикатный кирпич прекрасно подойдет для резьбы, ведь речь идет о податливом камне, единственный недостаток которого заключается в способности сильно трескаться и крошиться, а также разрушаться со временем под воздействием окружающей среды. Тем не менее этот материал настолько пластичен, что начинающий скульптор сможет без особого труда создать на его поверхности очень красивую объемную композицию, которая еще долгое время будет радовать глаз.

Лучшие материалы для старта

Следует отметить, что в последнее время народные мастера все чаще украшают кирпичные фасады домов и заборы, в результате чего получается весьма оригинальный дизайн. Если же хочется поработать с более твердым материалом, то для начала лучше выбрать:

  • Резьба по кирпичуСтеатит, который часто называют мыльным камнем из-за его податливой для резки структуры. Речь идет о настолько мягком камне, что при усиленном нажатии на его поверхности остаются следы от ногтей. В то же время для скульптурной работы подойдет только тот мыльный камень, в составе которого не будет значиться опасный для организма асбест.
  • Алебастр (он же строительный гипс), который по праву считается идеальным представителем соотношения «пластичность-износоустойчивость». И несмотря на то что по податливости ему довольно далеко до мыльного камня, работать резцом по алебастру — одно сплошное удовольствие.
  • Известняк, также легко поддающийся обработке. Единственным недостатком этого материала для начинающих является ограниченное количество оттенков камня, поэтому творческой натуре, скорее всего, будет негде разгуляться.

Если же подробнее рассматривать эти материалы, то следует отметить некоторые их особенности, знание которых поможет скульптору-любителю избежать самых распространенных ошибок. Так, для работы со стеатитом, который чаще всего встречается в черных, серых и зеленых оттенках, нужен минимальный набор инструментов для резьбы по камню. В то же время из-за своей суперпластичности он годится для изготовления каких-то миниатюрных статуэток и инсталляций.

Резьба по камню своими руками

Для ручной резки подойдут далеко не все виды известняка, так как этот материал может не поддаваться шлифовке. Что же касается строительного гипса, то его обработка также не предполагает наличия большого количества дорогостоящих инструментов, притом что форму он держит гораздо лучше мыльного камня. Именно поэтому алебастр является оптимальным вариантом для обучения резьбе по камню, имеющим еще одно значимое преимущество — низкую стоимость, которая станет приятным бонусом для начинающего мастера.

А вот от таких сложных для обработки материалов, как мрамор и гранит, лучше сразу отказаться, доверив работу с ними настоящим специалистам по скульптуре. А все потому, что в абсолютном большинстве случаев их используют для создания масштабных проектов, требующих особых навыков и терпения (так, на одну только деталь у мастера может уйти около четырех суток беспрерывной работы).

Необходимые инструменты

Определившись с оптимальным материалом, следует детально изучить вопрос о том, какие больше всего подходят для резьбы по камню для начинающих инструменты. Так, приступая к работе, мастер должен иметь в наличии:

  • Каменная резьбаМягкий молоток весом в 600−900 г, плоское долото (можно зубчатое), набор напильников (поменьше для шлифовки самых миниатюрных деталей, побольше — для работы на больших площадях);
  • Мешок с песком или любым другим сыпучим наполнителем, использующийся в качестве подложки для обрабатываемого камня;
  • Средства индивидуальной защиты, к которым относят пылезащитную маску для рта, очки для глаз и перчатки;
  • Пульверизатор с водой, применение которого на поверхности камня поможет в значительной мере сократить количество выделяемой при работе с твердыми материалами пыли.

Существует огромное количество видов каменной резьбы, которые нередко зависят от выбранного для обработки камня. К примеру, на территории Российской Федерации еще с двадцатых годов прошлого столетия начала применяться борнуковская резьба по камню, названная таким образом в честь маленького поселения Борнуково, что в Нижегородчине.

Примечательно, что свою историю возникновения этот тип резки ведет еще с XVII столетия, когда в упомянутой местности была открыта ангидридная пещера, принадлежавшая помещику Бурнуку Васильеву.

И хоть скоро исполнится 100 лет с тех пор, как из ангидрита начали вырезать очаровательные фигурки всевозможных зверушек, эта техника до сих пор пользуется огромной популярностью среди ценителей скульптурного искусства.

Мастер-класс по изготовлению фигуры

Приступать к работе можно только после проведения подготовительного этапа. И прежде всего необходимо подобрать «правильный» каменный блок не только по составу, но и по размеру, ведь он должен в значительной мере превосходить по габаритам скульптуру, которую задумал сделать начинающий мастер. Такой запас делается специально для возможных погрешностей в работе, ведь одно неловкое движение и от материала может отколоться больший кусок, чем планировалось изначально. К примеру, для изготовления небольшой статуэтки или кулона понадобится камень массой от 6 до 9 кг.

Резьба по камню для начинающих

Выбранный материал необходимо тщательно осмотреть через увеличительную линзу, дабы выявить наличие на его поверхности природных трещин, сколов и зазоров. Важно помнить, что чем меньше таких недочетов будет на камне, тем больше вероятность того, что мастеру удастся избежать неприятных сюрпризов в процессе работы. А для того чтобы увидеть все мелкие неровности и дефекты, монолит придется намочить, используя для этих целей пульверизатор.

Инструмент для работы по камню

Примечательно, что обнаруженная трещина — вовсе не повод для того, чтобы отказываться от камня, так как она может быть поверхностной. Чтобы определить, так ли это, достаточно сделать несколько постукивающих ударов по камню в этом месте, ведь если звук получается звонким, то, вероятнее всего, монолит целый внутри.

Приглушенный звук может говорить об обратном, поэтому от использования такого материала лучше отказаться, чтобы он не рассыпался уже во время первичной обработки.

Особенности и виды ручной резьбы по камню

Следующий этап предполагает выполнение эскиза на бумаге, который можно повторить на глине или пластилине (добавляя материал или убирая лишнее, мастер сумеет найти идеальную модель). После этого материал еще раз рассматривается через лупу и на этот раз задача начинающего заключается в том, чтобы определить направление его зернистости, так как бить материал против нее противопоказано. И как только мастер выберет наиболее подходящее место на поверхности камня, можно переносить на нее рисунок, используя для этого обычный мелок.

Что же касается самого процесса изготовления скульптуры, то любительская резьба по камню своими руками предполагает следующий порядок действий:

  1. Слишком большой или неустойчивый монолит укладывается на подложку из песка (если необходимо, его можно подпирать собственным телом).
  2. От камня отсекается все лишнее с помощью плоского долота и молотка, притом что держать резчик по отношению к поверхности обрабатываемого материала необходимо под углом 45 градусов и меньше.
  3. Особенности и виды ручной резьбы по камнюВысекать по камню необходимо от краев к центру, применяя мягкие и медленные удары молотка, иначе можно повредить материал.
  4. После высечения всех основных элементов приступают к их шлифовке с помощью разных напильников высокой абразивности, работая ими только в одном направлении.
  5. На завершающем этапе поверхность скульптуры полируют с наждаком зернистостью 220.

В течение всего процесса блок можно мочить, избегая выделения слишком большого количества пыли. Если же у начинающего мастера все-таки откололся какой-то кусочек или фрагмент, то можно аккуратно приклеить его к общей композиции, используя такой универсальный полимер, как эпоксидная смола.

Работа по камню настолько популярна, что этот вид искусства стал появляться даже в виртуальных играх типа «Майнкрафт». Герои этой игры проходят специальное обучение, для чего им выдается набор определенных инструментов, предназначенных для работы с твердыми поверхностями.

В результате игрокам удается не только ловко разбивать каменные преграды киркой, но и скрафтить из монолитов что-нибудь полезное типа убежища или хозяйства для животных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
НатРукодел
Добавить комментарий
Adblock
detector