С каждый годом растёт популярность народной росписи. Многие дизайнеры и простые хозяйки стремятся применить её в декоре домов и квартир. Чем обусловлена такая тенденция — непонятно, возможно, люди хотят приблизиться к культуре своих предков. Совсем необязательно искать знатоков этого искусства, чтобы украсить своё жилище подобной росписью. Можно скачать в интернете, а затем распечатать трафареты орнаментов и узоров. Они помогут самостоятельно нанести красивые рисунки на нужные поверхности.
Орнаменты народов России
Россия — многонациональное государство, поэтому история этой страны включает в себя культуры разных народов. Они зародились много веков назад, но до сих пор оказывают влияние на мир. Трафареты русских орнаментов и узоров несложно изготовить своими руками, главное — знать, из каких мотивов должны состоять подобные рисунки.
Сегодня стали пользоваться популярностью одежда и декоративные поделки в фольклорном стиле. Многие рукодельницы начинают задумываться о создании уникальных вещиц. За основу рисунка всегда можно взять готовый раппорт или придумать собственный эскиз в понравившемся стиле. Чтобы успешно воплотить в жизнь любую задумку, нужно:
- Выбрать орнамент и разложить его на простые составляющие.
- На миллиметровой бумаге расчертить разметку, определив место каждого фрагмента и его серединки.
- В центре зарисовать первый простейший элемент.
- Постепенно перерисовать остальные составляющие орнамента.
Уникальный рисунок готов. Осталось изготовить с помощью него шаблон, и можно перейти к украшению стен, одежды или поделок.
Прежде чем приступить к зарисовке эскиза, рекомендуется познакомиться с орнаментами разных народов, чтобы выбрать подходящий.
Культура русичей
Ещё до прихода православия русичи-язычники стали украшать свои одежды, предметы быта и дома оригинальными орнаментами. Они состояли из отдельных, повторяющихся рисунков. Для создания народных узоров всегда использовались традиционные мотивы, например, геометрические фигуры. В древности эти элементы наделяли тотемным значением, каждая семья считала, что имеет сильного покровителя из мира животных или растений, поэтому её члены наносили на домашнюю утварь символику своего защитника.
Постепенно родовые орнаменты становились достоянием всей деревни, семьи обменивались друг с другом своими рисунками. Через некоторое время уже все племя пользовалось символами, которыми первоначально обладали только определённые люди.
Со временем они расходились по соседним населённым пунктам. Так в Древней Руси появились народные орнаменты.
Стоит отметить, что в различных регионах страны для рисования использовали только определённые цвета. В старину люди готовили красители самостоятельно из овощей, ягод и растений. Поэтому несоответствие цветовых палитр разных местностей объяснить просто: местные жители применяли только доступные ингредиенты, то есть растущие именно в их климатических и природных условиях.
В древние времена орнаменты использовали не только в качестве украшений и оберегов. Они несли в себе серьёзную смысловую нагрузку. Рисунками не только любовались, их также можно было читать. Каждый элемент картинки имел определённое значение.
Алатырь — считался основным славянским знаком. Он символизировал равновесие мира, а также его двуединство и бесконечность вселенной. Его узоры — это камень Алатырь и восьмиконечная звезда. Именно к этим символам древние обращались за помощью в трудных ситуациях.
Мировое древо Жизни или Царствования — народ верил, что оно произрастает на Алатырь-камне, а божества отдыхают под его раскидистой кроной. Этот символ очень почитали и часто использовали в орнаментах.
Свастические символы или ярга — универсальные эмблемы бытия. Нередко встречались в славянском рукоделии, но чаще использовались в качестве сильных ритуальных рун.
Самым распространненым знаком считался Коловрат, олицетворявший добро, солнце и счастье.
Животные и растения — люди одушевляли и обожествляли их, поэтому довольно часто включали в узоры орнаментов.
Арепей или Орепей — ромб с выступающими сторонами, считался символом богатства и счастья. Славяне верили, что в одежде, расшитой арепеями, человек будет чувствовать себя уверенней.
Его вышивали на разных частях кафтанов: рукавах, поясах и т. д. От места расположения зависело значение этого символа. Также такой ромб носил следующие имена: Репейник, Колодец, Гребенчатый, Дубок.
Обычные люди с помощью традиционных рисунков стремились защитить себя и свою семью. Символы-обереги наносились на кухонную утварь и мебель для защиты дома. Также их вышивали на предметах гардероба, чтобы уберечь тело от злых духов и болезней.
Шаманы и волхвы украшали специальными орнаментами ритуальные предметы и одежду. Постепенно старинные рисунки стали подвергаться изменениям, некоторые даже превратились в опознавательные знаки определённых населённых пунктов. Росписи и поделки стали получать названия, в соответствии с местностями, где были придуманы.
Вид росписи «Гжель» — яркие растения, преимущественно цветы, выполненные синей краской на белом фоне. Техника получила название в честь населённого пункта в Московской области (Гжель), где располагалось первое производство. Такой росписью обычно украшали посуду, например, белоснежный фарфор.
«Хохлома» — яркие и красочные узоры на чёрном или золотистом фоне. Родиной направления считается Нижегородская область, местные жители украшали такой росписью деревянную посуду.
«Жостовская роспись» — наносилась на металлические подносы чёрного (реже синего, зелёного и красного) цвета, после чего покрывалась лаком. Орнаменты представляли собой цветочные букеты. Ремесло зародилось в Нижнем Тагиле, но центром промысла считалась деревня Жостово.
Подобные рисунки даже сегодня можно увидеть на посуде. Уже который век они несут людям радость и красоту, при этом сохраняя историческую ценность. Практически в каждом крупном и провинциальном городе можно найти увлечённого энтузиаста-историка, занимающегося изучением традиционного творчества. Это говорит о том, что человечество не забывает своих предков и до сих пор пользуется их культурными наработками.
Татарские национальные узоры
Орнаменты (трафареты и шаблоны) татарского народа также пользуются большой популярностью, ведь эта национальность является второй по численности на территории Российской Федерации. Мастера и мастерицы с давних пор использовали различные рисунки для украшения одежды, бижутерии и предметов интерьера. В их работах присутствовали орнаменты трёх основных групп:
- геометрические — узоры из различных фигур, например, квадратов и треугольников;
- цветочно-растительные — включают в себя три разновидности рисунков: садовые растения (нарциссы, пионы, ирисы), лесные (колокольчики, васильки, ромашки), степные (тюльпаны, незабудки, маки);
- зооморфный — изображения различных животных: птиц, тигров, коней, львов, оленей.
Татарские орнаменты можно выполнять в различных цветах и оттенках. Хорошо подойдёт цветовая гамма времён года. Например, рисунки, выполненные в красках зимы, всегда получаются утончёнными и минималистичными, а лета — яркими и сочными.
За основу можно взять только один цвет, раскрашивая отдельные элементы орнамента разными оттенками. Работа выйдет лаконичной, стильной и интересной.
Посуда, украшенная подобными рисунками, всегда смотрится празднично и оригинально. Узоры могут быть насыщенными и колоритными или лаконичными и простыми, всего из нескольких повторяющихся элементов.
Такие орнаменты даже сегодня применяют при декорировании платьев и блузок. Необязательно полностью покрывать ими предмет гардероба. Достаточно сделать узорчатый акцент на поясе или воротничке, чтобы получить оригинальную и модную вещь. Отлично дополнят любой образ текстильные пояса и брошки с татарскими узорами и орнаментами.
Распечатать трафареты, найденные в интернете, и применить их в деле сможет каждый желающий.
Якутские, бурятские и башкирские
Стоит отметить, что орнаменты народов Якутии, Башкирии и Бурятии имеют схожие черты с татарскими узорами. В их работы тоже входят элементы трёх основных групп: геометрические, цветочно-растительные и зооморфные. Однако к ним также относятся антропоморфные символы. Предки этих народов верили, что весь мир населён духами — добрыми и злыми. Первые оказывали помощь людям, тогда как вторые, наоборот, стремились нанести вред. Поэтому в их орнаментах редко можно увидеть изображение человека.
Исключением является только фигурка женщины — символ жизни и плодородия.
Якутские мастера любили использовать её в ювелирных украшениях, что можно увидеть на картинке с традиционными серьгами.
Элементы бурятских орнаментов всегда были окрашены в определённые цвета, которые народ наделил особыми значениями. Так, самым важным оттенком считался небесно-голубой (синий), его связывали с божественной силой и считали символом верности и постоянства. Другие краски имели следующие определения:
- Красный — борьба и сила, огонь и свет, красота и радость, исцеление и тепло, но в то же время агрессия и самовлюблённость.
- Жёлтый — вечность и солнце, прочность и величие.
- Белый — чистота, святость и счастье.
- Оранжевый — символизировал восход солнца, рассвет и возрождение.
- Чёрный — цвет печали, с ним связывали неудачи и несчастья, болезни и смерть, зло и опасность.
- Зелёный — бескорыстие, природа и плодородие, рост и обновление.
В бурятском творчестве чаще всего можно увидеть сочетание нескольких цветов, например, белого с синим, зелёного с оранжевым, жёлтого с красным. Национальные орнаменты привлекают своей яркостью и необычным видом. Глубокий символизм, вложенный в это культурное наследие, заставляет потомков задуматься о том, что именно их предки хотели передать будущим поколениям.
На развитие башкирских орнаментов оказало влияние представление людей о строении мира. Узоры формировались у них постепенно, первые элементы были довольно просты: листочки, ветки. Также они создавали рисунки, вдавливая в сырую глину семена растений или осколки камней и ракушек.
Для творчества башкирского народа свойственны растительные и геометрические узоры. Обычно ими украшали деревянные изделия, тканые полотна, металл и кожу.
Рисунки других стран
В магазинах с товарами для дизайна нередко можно увидеть различные статуэтки, вазы или горшки, стилизованные под восточную, греческую, монгольскую и даже буддийскую роспись. Людей издавна интересует культура других стран, ведь многие путешественники тратят весь отдых на экскурсии по достопримечательностям, а домой везут сувениры.
Восточные мотивы активно используют для росписи больших полотен и дорогих тканей, например, шелка. Они основаны на ритмичном построении элементов и стилизации реальных предметов. Корни этих орнаментов уходят в историю древней Месопотамии и Персии. Каждый элемент рисунка имеет определённое значение. Так, обычная цветочная розетка считается символом вселенского круговорота.
Чаще всего на работах мастеров востока можно увидеть растительные орнаменты, волшебных птиц и животных, а также Мировое дерево. Ещё одной особенностью этого искусства по праву считается ковровое заполнение. В рисунке сложно найти пустое место, не занятое линиями, травинками, ягодками и другими элементами.
Среди многообразия различных мотивов каждая рукодельница сможет найти подходящие рисунки. Можно украсить комнату, не задумываясь о значении отдельных элементов или, напротив, использовать орнаменты для привлечения удачи или охраны от недоброжелателей.