Искусство росписи по ткани — один из самых древних видов творчества. С тех пор как человек научился получать красящие пигменты, эта отрасль непрерывно развивалась. Индия, Китай, а за ними и Япония — страны, где родилось и расцвело искусство батика. С каждым годом появлялись новые техники и виды росписи, и в настоящий момент существует огромное количество возможностей ручной росписи по ткани даже для людей, не имеющих отношения к живописи.
Виды красителей для росписи
Все виды красок можно разделить на два основных сегмента: акриловые и анилиновые.
Акриловые краски по своей сути — полимеры. Их особенность в том, что они не проникают глубоко в волокна ткани, а создают на её поверхности прочную эластичную плёнку. Роспись одежды акриловыми красками удобна по нескольким причинам:
- Рисунок очень просто закрепить при помощи утюга.
- Работать акрилом довольно легко, особенно если есть опыт с акварельными или гуашевыми красками. Для получения других оттенков красители можно смешивать друг с другом, а также разбавлять водой.
- Безопасность ингридиентов.
- Подходят для любых видов текстиля: денима, хлопка, шёлка и даже кожи. Осторожно нужно быть со смесовыми тканями — краска может не закрепиться или поблёкнуть после первой стирки.
- Широкий ассортимент в магазинах для художников. Представлены как наборы для начинающих, так и флаконы большого объёма и специальные средства для профессионалов.
Единственный существенный недостаток акриловых красок — они меняют фактуру ткани. Например, шёлк утрачивает свою лёгкость и мягкость. А трикотаж в местах нанесения перестаёт тянуться.
Анилиновые красители ещё называют кислотными. Их преимущество перед акрилом — ткань не меняет своих свойств. Если акрил вступает в механическую связь с волокнами, покрывая их, то анилин проникает внутрь ткани, соединяясь с молекулами ткани. Особенности кислотных красителей:
- Продаются в виде растворов и порошков, которые нужно развести водой.
- Краски очень текучие, для создания чётких очертаний необходим резервирующий состав.
- Закрепление рисунка происходит методом запаривания.
- Для росписи подходят только натуральные ткани: шерсть, хлопок, лён, шёлк и другие.
Техники батика
История живописи по ткани насчитывает множество техник. Каждый мастер стремится привнести что-то индивидуальное в своё произведение. Но для начинающих все виды техник росписи ткани можно разделить на пять групп.
- Узелковый батик. Другое название — шибори. Суть метода, как понятно из названия — декор ткани при помощи узлов и перевязок. В узелки можно вкладывать любые небольшие предметы по одному или несколько, которые не боятся высоких температур. Завязывать ткань можно по определённой схеме или произвольно. После того как полотно стянуто нитками в нужных местах, его частично или полностью погружают в краситель. В местах, стянутых нитками и узлами, образуются своеобразные узоры, напоминающие цветы. Прелесть этого метода окрашивания — полная импровизация. Немаловажно, что с такой работой по силам справиться даже новичку.
- Трафаретная ручная роспись ткани применяется для декора одежды и интерьерного текстиля. Краска должна быть густая и нерастекающаяся. Этот способ требует внимания и кропотливости.
- Метод холодного батика — один из самых популярных у новичков. Начиная с простых рисунков, можно стать настоящим мастером, с каждым разом совершенствуя технику и усложняя сюжет работы. Батик, расписанный этим способом, отличается графичностью и напоминает витраж.
- Горячий батик сложнее из-за необходимости применения разогретой смеси парафина и воска, иногда канифоли и смол. В то же время это старейшая техника росписи ткани, пришедшая из Индии. В медный резервуар с длинной ручкой наливается восковой состав и наносится на ткань соответственно узору. Полотно окрашивается только в тех областях, где нет резерва. Поверх этого слоя краски после высыхания наносится новый слой восковой смеси, вслед — опять окрашивание, и так многократно. После завершения работы ткань снимается с подрамника, натягивается по диагонали, чтобы резерв потрескался и осыпался. Затем лоскут с нанесённым узором укладывается между слоями старых газет или обёрточной бумаги и утюжится, пока весь воск не впитается в проутюжильники. Остатки жирных пятен можно удалить ватным тампоном, смоченным в бензине.
- Свободная техника росписи — самая сложная для начинающих, но максимально приближённая к технике акварельной живописи. Краски, нанесённые на сухое или увлажнённое полотно, растекаются, создавая размытые очертания и мягкие переходы цветов. Для чёткости деталей их на последнем этапе прорабатывают резервом и подчёркивают красителями. И также можно рисовать по холсту, заранее прогрунтованному специальными составами. Грунтовка продаётся в магазинах или готовится самостоятельно из ингридиентов, присутствующих на каждой кухне: соли или желатина.
Особенно интересно смотрятся работы, в которых применяется несколько техник, ведь каждая из них уникальна.
Материалы и приспособления
Чтобы рисование на текстиле приносило радость, стоит заранее подготовить всё необходимое в процессе работы. Конечно, самое важное — представлять будущее изделие, то есть подготовить не только эскиз, но и понимать, в какой технике планируется работать.
Ткань для росписи необходимо выстирать с мягким моющим средством, чтобы удалить аперт. Если этого не сделать, после заключительной стирки полотно может дать усадку, тем самым исказив рисунок. Высушенную ткань проглаживают и натягивают на раму. В случае с шёлком специалисты по батику рекомендуют натягивать его мокрым. Дело в том, что в процессе росписи шёлк растягивается, и в мокрых местах образуются канавки, в которые затекает лишний краситель.
Резерв для контура продаётся в банках или тюбиках, имеющих узкий носик. Резерв из банки нужно переливать в специальную ёмкость, из которой удобно наносить тонкие линии. Это могут быть:
- стеклянные трубочки с резервуаром — наполнять их удобно при помощи маленькой спринцовки;
- пластиковые бутылочки со сменными наконечниками — недорогие и небьющиеся, а значит безопасные.
- тонкая кисточка также может использоваться, главное, чтобы линия пропитала ткань насквозь.
Резерв для холодного батика можно приготовить самостоятельно. Рецептов в интернете множество, но все готовятся из одинаковых ингридиентов: резинового клея, бензина или растворителя и парафина. Также для придания определённого цвета добавляется обезжиренная масляная краска (предварительно её выкладывают на бумажную салфетку). По цене такой резерв намного дешевле, а по качеству не уступает заводскому.
Для растяжки ткани на раме понадобятся кнопки или биндеры. А саму раму рекомендуется обтянуть скотчем, чтобы она не выпачкалась и не окрасила последующие изделия.
Конечно, не обойтись без кистей. они могут быть абсолютно разными: натуральными и синтетическими, тонкими и толстыми, круглыми и плоскими. Если роспись по ткани станет настоящим увлечением, то ассортимент кистей со временем обязательно увеличится, ведь каждый вид росписи требует «свою» кисть.
Кроме основных материалов, без которых не обойтись, пригодится следующее:
- простой карандаш с мягким грифелем для переноса мотива на ткань;
- маркер по ткани смывающийся;
- пипетки для отбора краски из банки;
- палитра;
- банки для промывки кистей и лоскуты ткани для их вытирания;
- фен для ускорения сушки в случаях, когда это необходимо;
- для узелкового батика — различные пуговицы, бусины и камни.
Холодный батик поэтапно
Холодная роспись — наиболее удачный выбор для начинающего. Для работы можно приобрести набор с необходимыми красителями и резервами, в интернете посмотреть не один мастер-класс. Роспись по ткани акриловыми красками в технике контурного батика в большей степени зависит от аккуратности и последовательности работы, чем от умения рисовать.
Для начала нужно подготовить шёлк: постирать его и натянуть на раму. Отрезы можно купить в магазинах ткани или приобрести лоскут в отделах для художников.
Выбранный мотив в натуральную величину распечатать или нарисовать на бумаге. Набросок с наведённым контуром положить под раму с натянутой тканью. Мягким грифельным карандашом или смываемым маркером нанести линии на холст.
Поверх аккуратно нанести резерв и оставить его высыхать. Когда у мастера набита рука, нанесением вспомогательных линий карандашом можно пренебречь.
После высыхания состава для создания контура все линии обязательно проверить на непрерывность, проведя мокрой кистью вдоль всех замкнутых областей. Если где-либо резерв прерывается, его необходимо нанести ещё раз с изнаночной стороны шёлка. Этот этап ни в коем случае нельзя пропускать, ведь если краска затечёт за резерв, исправить будет уже невозможно.
Если с контуром всё в порядке, можно приступать к самому интересному — живописи. Области закрашиваются или одним цветом, или с переходом оттенков. Акриловые краски разбавляются водой или специальным разбавителем, что более предпочтительно. Здесь уже полная свобода творчества!
Как закреплять краски и сколько ждать до полной связки акрила с волокнами ткани, указано на флаконе с красителями. У каждого производителя эти показатели индивидуальны. Общие рекомендации: прогладить рисунок через хлопчатобумажный лоскут не менее 5 минут, через некоторое время постирать в слабом мыльном растворе.
Таким образом изготавливают платки, галстуки, шарфы, расписывают фрагменты одежды. Кроме шёлка, по этой схеме можно расписать ткань другого состава, общее правило — проверить, как краситель себя ведёт после стирки на небольшом участке полотна. Ухаживать впоследствии за такой вещью очень просто: несмывающаяся краска по ткани выдерживает 40 градусов и ручную стирку.
Набивной метод
Другое название этой техники — трафаретная роспись. Выполняется при помощи штампов и шаблонов, которые изготавливаются из плотного картона, клеёнки или ПЭТ-плёнки. В интернете можно найти готовые наборы, включающие трафарет, краску и клей, чтобы плёнка не скользила по ткани и не смещался рисунок.
Краски для трафаретной росписи нужны акриловые, с пометкой «для текстиля». Такие красители более густые, чем для шёлка и не растекаются по волокнам ткани. И также часто используется краска в аэрозолях.
Для работы также понадобятся: кисточки, поролоновый валик или губка, ёмкость для краски, клеёнка, которую обязательно нужно простелить под расписываемый слой ткани. Когда всё готово, трафарет закреплён, делается первый фрагмент узора. при обмакивании валика в акрил, лишняя краска обязательно удаляется, чтобы она не затекла под трафарет. На шаблонах есть точки совмещения, с их помощью нужно следить, чтобы орнамент не сдвинулся.
После того как набит весь рисунок, краска просыхает и закрепляется по инструкции, указанной на флаконе с краской.
Роспись по коже
Красители с пометкой «текстиль» с успехом используются для кожи и замши. То есть с их помощью можно украсить или обновить обувь, куртку, дублёнку, кошелёк, ремень и сумку. Как и ткань, поверхность кожи следует подготовить: обезжирить и удалить загрязнения. после того, как поверхность высохнет, можно рисовать.
Расписывать кожу можно в свободной технике, при помощи трафарета, а также использовать точечный метод нанесения краски. Для этого пригодится пластиковый флакон с наконечником, как для резерва, или краска в тюбике с длинным носиком. Важно, чтобы все точки были одного калибра и находились на одинаковом расстоянии. Общее правило: использовать тонкий слой краски, чтобы она не растрескивалась.
Нанесённый мотив закрепляют специальным лаком для кожи или средством для защиты кожи, замши и нубука от влаги. Некоторые краски закрепляются при помощи утюга через слой бумаги.