Многие хотят попробовать себя в живописи, однако не знают, с чего начать. Во все времена популярностью пользуются картины маслом. Для начинающих эта техника может показаться сложной, но не нужно отчаиваться. Сейчас существует множество профессиональных студий, где педагоги-художники обучат всех желающих написанию картин и проведут качественный мастер-класс по рисованию маслом для начинающих.
Основные правила письма маслом
В ситуации, когда у обывателя нет времени или не хватает денег на дорогой мастер-класс, картины он учится писать самостоятельно. Однако часто недостаток опыта не позволяет ему выразить свои чувства, эмоции и впечатления на холсте.
Целью профессионального художника является оставление после себя своих картин. Начинающий же художник получит бесплатную возможность попасть в водоворот мечтаний и испытать вдохновение.
Краска — основной инструмент
Как театр начинается с вешалки, так живопись начинается с красок. Среди основных их видов выделяют акриловые лаки, гуашь, акварельные краски, пастель, масляные и темперные виды.
Картины, написанные с помощью гуаши и акварели, считаются графикой. Картины, выполненные маслом, акрилом и темпером, называют живописью. Пастель может относиться как к живописи, так и к графике, все зависит от техники написания полотна.
Краски на масляной основе являются очень разносторонним средством выражения мысли художника. Масляными красками можно достичь гиперреалистической уникальности и фотографической точности изображения, а также возыметь экспрессионистическую черту выражения своих мыслей. Не существует правильного в техническом смысле способа письма маслом.
Способы нанесения материала различны. Масла можно наносить на холст пастозно, то есть толстыми мазками, используя при этом неразбавленную краску, или же жидко-тонким слоем, предварительно разбавив краску растворителями. Со временем начинающий живописец узнает множество различных свойств масляных колеров, приобретёт опыт, а также неповторимый стиль письма.
Масляными красками принято называть художественные густые пасты, приготовленные методом измельчения пигмента с различными связующими веществами на основе масел.
Например, большинство живописцев эпохи Возрождения использовало в качестве основного вещества масла льна, мака, ореха. Некоторые специфические свойства краски создавали с помощью сиккатива или эфирных масел. Голландский художник-живописец Рубенс добавлял мастику и смолы терпентина для вязкости красок. Это придавало более сильный эффект сцепления с грунтом, а также значительно увеличивало скорость высыхания.
Во время смешивания и разбавления важно знать свойства некоторых масел. Масла из подсолнечника, ореха или мака не влияют на конечный цвет краски. Недостатком является длительное время высыхания, а также образование пористой красочной плёнки после отвердения. Использование таких масел требует соответствующей доработки.
Льняное масло имеет наивысшую скорость высыхания и твёрдости. Однако следует учитывать, что после высыхания краска со льняным маслом в составе приобретает слегка бурый оттенок. В таком случае применяется метод искусственного осветления.
При походе в магазин за красками на первых этапах желательно не покупать сразу много разных оттенков и не выбирать самые дорогие. Стоит попробовать писать, смешивая и разбавляя основные цвета, а также получать путём смешения необычные оттенки и тона. Палитра красок для новичка выглядит следующим образом:
- Титановые белила (запас их должен быть в два раза больше всех вместе взятых).
- Лимонно-жёлтая.
- Красный кадмий.
- Умбра (жжёная).
- Кармин обычный.
- Церулеум (небесная).
- Ультрамарин.
- Сиенна.
- Зелень травяная.
- Чёрная (многие заменяют индиго).
- Жёлтый кадмий.
Разбавление колера — дело сугубо личное. Веществами, которые подходят для этой цели лучше всего, являются:
- Скипидар (обладает резким запахом).
- Тройник или пинен (смесь даммарного лака, льняного масла и скипидара, имеет вполне терпимый запах).
- Масло льняное очищенное (совершенно безвредное и почти без запаха).
Помните, что если дома дети, льняное масло будет самым безопасным.
Основа для рисования
Основой называют поверхность, на которую наносится изображение. Масляные материалы прекрасно подходят для работы на поверхности любой шероховатости, будь то дерево, картон, стекло, холст, бумага или металл. Для того чтобы колер удерживался на поверхности холста, основу необходимо прогрунтовать. Качественная грунтовка предохраняет нанесённый слой от растрескивания. Некоторые художники используют лак для покрытия картин. Однако следует учитывать, что лак даёт сильные блики.
Готовые к использованию холсты натягиваются на раму или крепятся к плотному картону. В зависимости от качества грунтовки холст имеет различную зернистость. Мелкозернистые поверхности подходят для жидких красок и тонкого письма, крупнозернистые — для густых мазков и пастозного письма. Во время обучения холст средней зернистости является лучшим вариантом.
Кисти и мастихины
Кисти для нанесения масляных материалов бывают разные по строению и содержат различные материал.
Геометрия кисти может быть круглой, плоской или веерообразной. Головка может состоять из щетины, ворса или синтетического материала. Все стандартные кисти имеют свой номер, каждая из них отвечает за отдельный процесс.
В зависимости от желаемого результата кисти подбираются индивидуально. Например, для покрытия больших участков подходят плоские кисти. Веерообразный пучок прекрасно создаёт тональный переход, а тонкие кисточки с круглой геометрией прекрасно подходят для прорисовки деталей маленького размера. Любому новичку понадобятся следующие кисти:
- Пони пушистая № 4−6. Отлично подходит для плавных переходов и мягких мазков.
- Кисть круглая № 0. Используют для мелких деталей и линий.
- Плоская белка № 1−3, № 5−6. Упругая кисть для нанесения мазков.
Такие инструменты продаются в специальных магазинах и лавках для художников. Если в вашем городе нет такого магазина, кисточки можно с лёгкостью заказать по интернету. При хорошем уходе кисти по средней цене служат несколько лет.
Несколько простых правил помогут сохранить их в целости долгое время:
- После использования промойте кисть растворителем, а затем мылом. Промочите её головку сухой салфеткой.
- Сушите инструмент для рисования в вертикальном положении.
- Чтобы не пачкать кисти друг о друга во время работы, используйте специальные подставки или просто наполните банку солью или рисом.
Мастихины — инструменты, предназначенные для смешивания колера на палитре. Их также используют для соскрёбывания материала с холста. Некоторые живописцы используют мастихины для написания картин. Такие рисунки получаются необычными и импрессионистическими. Русский живописец Кустанович славится тем, что пишет изумительные произведения с помощью одних только мастихинов.
Палитра — место для фантазии
Палитра — это ёмкость для размещения и смешивания небольших порций красочного материала. В продаже имеется множество видов и форм палитр. Для начала можно использовать небольшой кусок пластика или стекла. Чтобы не чистить палитру каждый раз после использования, можно во время обучения взять вместо неё поверхность разрезанного тетрапакета. Такое приспособление после окончания работы можно выбросить.
Поход в магазин
Для работы обязательно понадобятся угольный карандаш и художественный ластик. Если всё-таки живопись станет любимым хобби, тогда мольберт придётся тоже купить. Во многих букинистических магазинах всегда можно найти огромное количество книг по написанию картин маслом на холсте для начинающих. На первом этапе лишними они не будут. Чтобы начать писать масляными красками, понадобятся:
- Кисти (от 5 до 10 штук).
- Мастихины (в форме ромба и с острым лезвием, хотя на первых этапах можно обойтись и без них).
- Масляные краски (минимум 10 основных тонов).
- Основа (прогрунтованный картон, холст в подрамнике).
- Мольберт (если решили серьёзно взяться за живопись).
- Палитра.
- Растворитель (льняное масло, скипидар).
- Ветошь (для очистки рук и кистей).
- Угольный карандаш, ластик, калька для эскизов, альбом для набросков.
Начало процесса
Точной техники или пошагового руководства написания картин маслом попросту не существует. Сюжет полностью зависит от вашей фантазии. Подумайте, что вы хотите видеть по окончании — бушующее море или меланхоличный натюрморт. Продумайте игру света и теней, будь то портрет или пейзаж.
Картина маслом для начинающих поэтапно начинается с наброска. Для этого карандашом нанесите линейный рисунок (эскиз) на холст. Продумайте нахождение основных деталей и распределите блики и тени, то есть самые яркие и тёмные участки на изображении. Прорисуйте самые крупные объекты, которые будут фоном, а затем беритесь за мелкие детали. Отойдите подальше от картины и убедитесь, что всё в порядке. С помощью оттенков, смешанных на палитре, постарайтесь получить новые тона.
Выберите тематику, над которой хотите работать. Чаще всего новички начинают с натюрморта или композиции предметов домашнего обихода. Выберите вазу с цветами, поиграйте с тенями и бликами. Помните, что работа займёт у вас много времени, поэтому выбирайте объекты, которые не поменяются за неделю. Бывают случаи, когда картина пишется в несколько приёмов. При составлении натюрморта для этого лучше не использовать цветы, так как они могут распуститься или завянуть.
Попробуйте поработать с фотографией или нарисовать понравившееся вам изображение. Помните, что скорость написания картины зависит от количества деталей на ней.
Если вы собрались написать пейзаж, начинайте работать с общего плана, а затем двигайтесь к мелким деталям. То есть сначала прорисуйте задний фон, например, лес или горизонт, а затем деревья и цветы на переднем фоне.
Существует множество техник нанесения материала на холст. Колер можно наносить тонко и пастозно, губкой и мастихином, процарапать или растушевать пальцем, разбрызгивать и растирать. Нанесите массу короткими мазками (пастозно) с помощью щетины или мастихина, а затем разотрите влажной кисточкой. Такой эффект потёртости лежит в основе импрессионизма.
Нанесите два цвета рядом и постепенно разотрите кистью или мастихином. Такой приём называется растяжкой или слиянием тонов. Чтобы получить мягкий переход цвета (например, на облаках или море), нанесите лёгкие удары чистой сухой кистью по слою свеженанесенного материала.
Для прорисовки веточек деревьев или травинок используйте кончик мастихина или зубочистку, чтобы удалить старую краску и показать нижележащий слой.
Нанесение маленьких пятнышек с помощью кончика кисти или уголка мастихина создаёт объёмный эффект, который в живописи называется пуантилизмом.
Чтобы поискать вдохновения, можно отправиться в пленэр (на природу или в парк). Писать картины на свежем воздухе всегда очень приятно и полезно. Начинающему художнику следует учитывать изменения погоды и постоянное перемещение солнца, вследствие чего изменяется количество света и теней. Можно использовать фотоаппарат для запечатления пейзажа. Если пейзаж не будет окончен, сможете продолжить его дома.
Это всего лишь поверхностные основы живописи для начинающих. Покупайте инструменты, выбирайте сюжеты и начинайте творческий процесс. Украсьте стены своего дома картинами собственного производства, ведь любое полотно, написанное своими руками, всегда будет доставлять удовольствие.