Цепочка — одно из наиболее популярных драгоценных украшений. Она символизирует власть, достаток и благосостояние. Носят это ювелирное изделие и отдельно, и в сочетании с подвеской или кулоном. Сегодня производителями предлагается широкий ассортимент такого рода украшений, отличающихся длиной, объемом и металлом изготовления. Кроме того, существует множество различных видов плетения цепей.
Немного истории
По мнению ученых, первые золотые украшения появились в период Палеолита. Это были подвески из раковины с отверстием. Украшать себя начали мужчины. Это носило информативный характер, являясь символом статусного отличия. С развитием религии украшениям была отведена защитная роль в качестве оберегов и амулетов.
Цепями начали пользоваться тогда, когда научились ковать металл и паять его. Создание цепи представляло собой довольно кропотливый процесс. Золото сначала плавили, а затем вытягивали в нить. Полученные нити резали на небольшие кусочки, скручивали в звенья и сцепляли вручную. Так создавались уникальные украшения.
Мастера, желая выразить себя в особенных формах и вдохновленные существующими образцами, вкладывали свой индивидуальный смысл в эскиз звена. Сегодня работа ювелира значительно упрощена использованием станков.
Технологический процесс плетения
Золотая цепочка является самостоятельным украшением, которому не требуется никаких дополнений. Ее носят и женщины, и мужчины любого возраста. Виды плетений для мужчин и женщин различаются. Есть изделия сугубо женские и, наоборот, мужские. Универсальные изделия «унисекс» подходят всем.
Имеется несколько основных способов плетения цепей:
- Ручная вязка. Это кропотливый, продолжительный процесс. Выполненные таким способом цепочки самые прочные и красивые. У них достаточно высокая стоимость. На специальном станке прокатывают предварительно подготовленные золотые прутья, получая проволоку-спираль нужной толщины. Ее нарезают на одинаковые колечки и крепят последовательно, создавая узор. На следующем этапе каждое колечко спаивают на стыке. Для того чтобы изделию придать плоскую форму, его пропускают через ювелирные валики, сдавливая с боков. Весят цепочки ручного производства не меньше 6 г.
- Штамповка. Это самый дешевый вариант, при котором вдевают готовые звенья одно в другое. Такие цепочки сильно подвержены повреждениям.
- Машинная вязка — технология с обязательным применением специальных станков.
Пустотелые и цельные цепочки
Цепочки изготавливают из проволоки различного вида: цельной и пустотелой. Вес цельных цепочек значительно больше, поэтому и стоят они дороже. Кроме того, к достоинствам такого изделия можно отнести:
- удобство в носке;
- простоту в уходе;
- устойчивость к внешним воздействиям.
К плюсам пустотелой цепочки относится ее сравнительно невысокая стоимость при довольно презентабельном виде. Это украшение объемное, но легкое. Массивные кольца-цепочки пустые внутри. Применяется данный тип для узорчатых, сложных изделий.
Якорное плетение — унисекс
Одной из наиболее распространенных техник является якорное плетение цепочки, которое используется в тонких изделиях под крестики или кулоны. Чаще всего украшения такого вида выбирают для детей и женщин.
Для этого подготавливают одинаковые звенья и соединяют их перпендикулярно между собой таким образом, что получается цепь, похожая на якорную. Звенья могут быть овальной, круглой или другой формы. Этот тип плетения разделяется на подтипы:
- «Морская цепь», или «Морской якорь». Отличается наличием перемычки в золотом звене.
- Прямое или крученое «Ролло» («Шопард»). Своеобразно соединенные звенья имеют ровную закругленную форму.
- Венецианское плетение. Бывает двойным или тройным. Звенья при этом могут быть прямоугольными или квадратными.
- «Гарибальди». Характеризуется круглыми или раздвоенными звеньями.
- «Двойной якорь». Отличается использованием двойных овальных колечек.
- Кордовое плетение. Имеет крученую форму. Соединяются сразу несколько колечек, «переступая» через 2−3 звена.
- «Аврора». Это ручное плетение круглых прочных звеньев.
- «Гавайка». Цепи этого вида состоят из раздвоенных колечек или звеньев, имеющих нестандартную форму.
- «Перлина». Изящное, но непрочное плетение, в котором могут быть элементы в виде шариков. Также это может быть чередование бочкообразных и шарикообразных элементов.
Бисмарк — для мужчин
Цепочка «Бисмарк» массивная, полностью самодостаточная, но не громоздкая. Один из видов плетения золотых цепочек для мужчин. Она не требует дополнительных кулонов. Работа очень трудоемкая, но это оправдывается аристократичным видом цепи, выгодно подчеркивающей состоятельность владельца.
Принцип плетения «Бисмарк» — оригинальное фантазийное соединение звеньев, состоящих, в свою очередь, из равнонаправленных колец. Эта техника имеет несколько подвидов:
- Плоский вариант — классический, при котором толщина звена не превышает половины ширины цепочки. При этом звено отличается двойным завитком по спирали.
- Полуобъмный «Бисмарк». В сечении выглядит как неправильный овал. Если при этом имеются элементы-кольца, он называется шпрингелевым.
- Тройной вид плетения золотых цепочек «Бисмарк» представляет собой цепь, в которой золотые звенья состоят из трех витков, закрученных по спирали.
- Королевский. Удивляет изысканной формой и витиеватым плетением. Подходит и мужчинам и женщинам.
- Арабская техника плетения. Напоминает арабские буквы.
- «Американка» — ажурное, нежное, изящное плетение.
Панцирное плетение
Очень популярной при изготовлении цепей и браслетов из золота является панцирная техника. В отличие от якорного варианта с перпендикулярным расположением звеньев, в панцирном они лежат в одной плоскости. Размещение звеньев внешне похоже на панцирь-кольчугу, от чего и произошло название. Панцирный вид плетения цепей из золота имеет насколько подвидов:
- «Нонна» — самое тонкое и женственное плетение. Оно надежное и прочное благодаря тому, что в нем внешние и внутренние кольца скреплены перекрестным образом. С обеих сторон цепочки нанесена алмазная грань, поэтому украшение восхитительно и неповторимо играет на солнце.
- «Картье», или «Фигаро». Основным отличием этого варианта является использование овальных или круглых звеньев, соединенных в одной плоскости между собой. Наиболее частым вариантом является такой, когда три круглых звена чередуются с одним продолговатым.
- «Лав». Легкие и воздушные цепочки со звеньями в форме сердечек. Изделия, сплетенные по этой технике, — отличный подарок для возлюбленной.
- «Круг». Очень прочное изделие, представленное креплением закругленных звеньев между собой таким образом, что их нельзя порвать или разъединить.
- «Тондо». Цепь выполняется из разных видов золота: желтого, красного, белого и т. д. Это изделие не привлекает лишнего внимания и отлично вписывается в повседневный образ. «Тондо» часто дополняют небольшими круглыми бусинами.
Выбор золотого украшения
Выбирая золотое изделие, конечно, в первую очередь полагаются на свой вкус. Но при этом следует учитывать вид плетения цепочки из золота. Массивный и солидный «Бисмарк» более подходит мужчинам, в то время как «Лав», «Нонна», «Сингапур» — разновидности нежного женского плетения. Типичный вариант унисекс — якорное плетение.
Одним из критериев при выборе цепочки является ее длина, которая варьируется от 40 до 70 см. Для женщин более подходят украшения до 50 см, для мужчин — 60−70 см. Перед покупкой необходимо примерить изделие.
Важным элементом, на который следует обратить внимание, выбирая золотую цепочку, является ее замок. Он должен быть качественным и удобным. От него зависит сохранность изделия. Вид замка ювелир подбирает, опираясь на тип плетения. Для массивных цепочек более подходят надежные карабины, в то время как изящные изделия соединяются шпрингельным замком. Оба крепления приблизительно равнозначны по надежности и удобству.
Кроме обычных цепей, часто носят цепочки-браслеты. Идеально будет, если оба изделия имеют одинаковое плетение, но такое встречается довольно редко. Поэтому вполне достаточно будет, чтобы оба изделия из золота сочетались по толщине и цвету металла. При наличии сомнений лучше оставить одно украшение.