Муранское стекло (также носит название венецианское) является не только уникальным по своей утончённости, красоте и технике изготовления (всё ещё производится вручную, без вмешательств машинной техники), но и распространённым источником сырья, которое используется в производстве: бижутерии, ламп, бытовых изделий, предметов для декора, подарков и так далее.
История возникновения стекла мурано
Начало создания изысканного хрусталя, с десятого по тринадцатый века, положили стекольщики, проживающие тогда на острове Мурано. Исключительная техника создания — напряжённый труд, в котором необходима ручная работа искусного ремесленника-художника. Неповторимость заключалась в том, что тайна создания венецианского стекла держалась в секрете и распространялась лишь от мастера к сыну.
За людьми, владеющими знанием изготовления такого муранового стекла, следили надзиратели (если тайность стекловарения раскрывалась, умельцы наказывались либо тюремным заключением, либо казнью), чтобы никто не выехал с острова и не продал секрет создания (мастера были изолированы, чужим и не посвящённым в таинство сотворения стеклянных изделий не позволялось становиться стекловаром).
Тем не менее одновременно с этим стекловары получили особенные прерогативы для того, чтобы поддержать и сохранить владение и премудрости стеклодувов.
Существенной и значимой являлась возможность у дочерей стекольщиков выйти замуж за венецианских аристократов, притом, что дворяне не теряли свой статус. Поразительным являлось, то, что Венеция считалась консервативной в плане сохранности патрицианского достоинства. Однако стекло и знания его изготовления перенималось от восточных мастеров. Но именно венецианское стекло было редким и уникальным, поскольку имело художественную ценность.
Этапы стекловарения
Несмотря на то что знание по производству стеклянных творений стало известно ещё в каменном веке, свою значимость и принадлежность к драгоценным изделиям стекло обрело именно у мастеров Венеции. Периоды развития стекловарения в Венеции:
- Изготовление простых изделий, использующихся в домашнем быту (X-XIII век).
- Усиленное усовершенствование (XIII-XIV век).
- Период всемирного превосходства венецианского хрусталя (XV-XVII век).
- Время регресса (XVIII век).
Первоначально мастерские по изготовлению имели своё расположение непосредственно в Венеции, но поскольку создание стеклянных изделий предполагал обжиг, то есть тесный контакт с огнём, во избежание опасности пожаров (ведь городские здания строились из древесины) было решено переместить ремесленников и их мастерские за городскую черту, а впоследствии и совсем на обособленный остров. В итоге таким становиться Мурано, который спустя некоторое время будет передовым центром по изготовлению знаменитейших благородных драгоценных предметов роскоши.
Технологии создания хрусталя Мураново
Техника Ветро, или же Ветрофузионе, позволяющая придать хрусталю многослойность, красоту мерцающих переливов и переходящих градиентов цветов. Обычно такую технику используют при создании тончайших прозрачных или окрашенных слоёв, в результате чего получается авторская работа мастера, наполненная неповторимостью и орнаментальностью, объёмом и чудесным блеском. Изделия требуют длительного охлаждения, так как закрепляют форму при обжиге 800−850°С.
Техника millefiori или же «1000 цветов», к которой прибегают для создания мозаики с использованием стекла муррины (в продольном разрезе располагает цветочными, круговыми, розеточными, овальными или в форме звёздочек узорами различных цветов). Для начала готовят стержень из множества слоёв, благодаря которому появляются элементы орнаментов в секущей плоскости. Далее, следует нарезка прута на листы, и вливают в массу, которая когда застынет, предстанет поразительным разноцветным изделием. К такой технологии также прибегают для создания ожерелий, брошек, серёг, браслетов и колец.
Застывшее прозрачное стекло, имеющее внутри себя многоцветные запутанные ниточки — филигрань. Глухое белое, или опаловое стекло, непрозрачное, молочного белого оттенка стекло, состоящее из тонких матовых ветвей, скрученных друг с другом по оси. По внешнему виду напоминает ландрин. Наиболее распространёнными изделиями из такого нежного молочного стекла являются: сервизы, вазы, светильники. Произведения наполнены простотой и изяществом, имеют большую ценность у коллекционеров.
Сложнейшая полуфилигранная техника, требующая от мастера кропотливости. На завершающей стадии совершается абсолютная обмотка прутьями, размещая тесно завитки между собой, называется Занфирико.
Технология, при использовании которой осуществимо создать всевозможные формы и предметы, носит наименование Люме. При этом способе предварительно берётся стержень и под влиянием огня (пламя должно быть направлено по горизонтали) плавится. Дальше с помощью различных приспособлений дают разнообразные формы изделию. Поделка имеет маленький размер, а также не вдутую внутренность. В результате использования приёма A lume можно получить шедевры, включающие в себя фигуры фруктов, цветов, животных, людей и причудливых бусин.
Мраморное — стекло состоящее из хаотично размещённых цветных слоёв. Имитирует узорчатость агата или мрамора. При создании смешивают разные виды стекла. Murano поражает изобилием нарядных и пышных отделок из древесных, металлических и каменных вкраплений.
Методы украшения и декора
Существует несколько различных методов создания декорирования и украшений из стекла. К ним относятся следующие вариации:
- Кристалло — венецианское стекло, отличающееся высочайшей чистотой и натуральной световой игрой.
- Авентюриновое — разноцветное стекло, обладающее вкраплениями кристаллов хрома, которые могут содержать медные или железные соединения (придают обилие крапинок золотого цвета). Для создания нужного цвета применяют оксиды хрома, кобальта. Внешний вид практически идентичен горной породе кварца, различие в прочности.
- Стекло нагревают, быстро остужают и вторично подвергают накаливанию. За счёт этого внутри стеклянной массы возникают и в случайном порядке располагаются воздушные пузырьки. Такой способ декорирования — Кракелаж.
Чтобы избежать покупки подделки, нужно обратить внимание на то, что настоящее изделия обладают следующими качествами:
- Не имеет швов и царапин.
- Стекло холодное.
- Прозрачное.
- Имеет звон хрусталя.
- Изготовляется в единственных экземплярах, то есть не может иметь дубликат.
- Не теряет яркость цвета.
Лишь на острове Мурано изготовляется оригинальный муранский хрусталь. Предметы красоты из венецианского стекла обладают клеймом Murano Glass (такой знак не смывается и не отсоединяется). Изделия фабрики Формино (до сих пор выпускающая товары из прославленного материала с тысячи девятьсот пятьдесят девятого года) имеет сертификат подлинности.
Уникальность состоит в том, что поверхность идеально гладкая, и стекло не блёкнет со временем, потому как не подвержено реакции к солнечным лучам.