Всё новое — хорошо забытое старое. Касается эта истина многих сфер человеческой жизни, в том числе и творчества. Разные виды рукоделия переживают взлёты и падения, входят в моду и снова скрываются в тени. Относительно недавно широкое распространение получила алмазная вышивка, или мозаика из кристаллов, которая, несмотря на название, не имеет никакого отношения ни к вышивке, ни к ювелирному искусству.
История возникновения
Строго говоря, история мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Технику, которая позволяет получать изображение из отдельных фрагментов, применяли уже в Месопотамии для отделки дворцов и храмов. В разное время для создания красочных панно применяли гальку, плитки из керамики, драгоценные камни, а с изобретением стекла — и смальту.
На подготовленном основании — стене или полу — выкладывали узор из отдельных кусочков и закрепляли их специальными составами. В этом отличие мозаики от витража, у которого нет непрозрачной основы. Элементы могли иметь разную форму, а могли быть и одинаковыми, но главное — они были разноцветными.
Современные мастерицы выкладывают картины кристаллами. На вышивку это похоже лишь отдалённо, результат напоминает скорее бисерные полотна, в частности, за счёт формы используемых элементов. Он изготовлены из специального пластика, небольшие, квадратной формы, с 9 или 13 гранями, которые расположены поперёк или по диагонали.
Во время работы необязательно располагать одинаковые элементы рядом, наоборот — картина получит неповторимый блеск из-за того, что они по-разному отражают свет. Этот эффект, похожий на сияние алмазов, и обусловил название популярного вида рукоделия.
Есть и ещё один вариант — круглые стразы наподобие продукции Сваровски. Они тоже гранёные, но за счёт формы образуют не ровные вертикальные и горизонтальные ряды, а гексагональную решётку. Один и тот же рисунок, выполненный камнями разной формы, будет смотреться совершенно по-разному.
Кристаллами круглой формы предпочтительнее выкладывать цветы или райских птиц, а также морозные узоры. Кроме того, они незаменимы, если картина заполняется не целиком, а отдельными областями. Оставшееся пространство закрывают крестом, гладью, какими-либо видами гобеленового шва либо раскрашивают.
Готовые наборы
В наше время в распоряжении мастериц целые наборы кристаллов, с помощью которых за несколько часов кропотливого труда возникает настоящий шедевр. Особых умений, в отличие от любого другого вида рукоделия, алмазная вышивка не требует — кроме разве что безграничного запаса терпения и аккуратности.
Выбор сюжета в своём роде тоже представляет некоторую проблему — от количества вариантов, предоставляемых магазинами, в буквальном смысле слова разбегаются глаза. Но, какой бы рисунок ни был выбран, в комплекте всегда будут присутствовать:
- разноцветные кристаллы, расфасованные в пакетики по цвету;
- основа со схемой (цветной или чёрно-белой) и клеевым слоем;
- пинцет;
- специальные чашки или блюдца для камешков;
- символьная инструкция и изображение готовой работы.
Алмазные камешки, которые поставляются в зип-пакетах, можно в них и оставить. Если же упаковку нужно разрезать, чтобы добраться до содержимого, тогда лучше пересыпать стразы в прозрачные контейнеры. Их необходимо соответствующим образом пронумеровать, иначе велик риск запутаться в оттенках.
Основа — прорезиненная ткань, на которую нанесён рисунок. Опытные вышивальщицы могут работать и с чёрно-белыми схемами, тогда как новичку, возможно, покажется более удобной цветная. Здесь стоит ориентироваться лишь на собственные предпочтения.
Рисунок, в свою очередь, покрыт клеевым слоем и защищён специальной плёнкой, которую постепенно снимают в процессе работы. Не рекомендуется снимать сразу всю: во-первых, клей высохнет, и о надёжной фиксации страз можно забыть, а во-вторых, он соберёт на себя любые пылинки, что также ухудшит сцепление элементов с основой.
Выкладывание алмазной мозаики
Кристаллы, входящие в комплект, будет нелишним рассортировать. К сожалению, встречаются элементы с неровностями или отбитыми уголками. Их следует сразу удалить, так как попадающиеся во время работы бракованные стразы будут отвлекать и раздражать. Не стоит беспокоиться, что из-за этого картина не будет закончена: как правило, элементов кладут в избытке.
Кроме пинцета, рукодельнице пригодится металлическая линейка. После того как будут выложены несколько рядов, их подправляют, выстраивая в ровную линию и добиваясь идеального расположения.
Большой ровный стол с хорошим освещением, лучше всего естественным, — это лучшее место для создания сверкающего шедевра. Основу расстилают и расправляют. Ориентируясь на схему, в пластиковые блюдца высыпают стразы нужных цветов. Далее приступают к увлекательнейшему процессу:
- Аккуратно снимают защитный слой, обнажая клеевую основу. Лучше всего работать небольшими квадратами или прямоугольниками. Плёнку отгибают или вовсе срезают, чтобы она не создавала помех.
- Пинцетом по одному берут кристаллы и плотно укладывают их в соответствии со схемой, слегка прижимая. На первом этапе не стоит давить слишком сильно: если допущена ошибка или ряд перекосился, намертво зафиксированный элемент помешает скорректировать рисунок.
- Когда фрагмент заполнен, его выравнивают и переходят к следующему.
С какого угла начинать, в каком направлении двигаться и с областями какой величины работать, мастерица устанавливает для себя опытным путём. Процесс требует практически ювелирной точности, глаза быстро устают, поэтому рекомендуется делать перерывы каждые 30−40 минут.
Оформление вышивки
Не менее ответственным этапом, чем укладывание мозаики, становится оформление готовой картины. Вариантов два: обратиться в специализированную мастерскую и заказать багет либо придать полотну законченный вид самостоятельно.
Заказ багета выльется в круглую сумму, но работу при желании можно будет дополнить подходящим паспарту. Если решено делать всё своими руками, то панно постепенно приклеивают на фанеру или картон (понадобится очень плотная его разновидность). В обязательном порядке полотно выравнивают и разглаживают, чтобы не допустить перекосов.
В конце картину накрывают бумагой и несколько раз в разных направлениях проходят по ней резиновым валиком или скалкой. Это окончательно зафиксирует и сами кристаллы, и основу, а также удалит возможные пузыри. Закрывать алмазную вышивку стеклом необязательно, ведь кристаллы довольно прочные, к тому же стекло может приглушить их блеск.
Если же какое-то время панно придётся оставить без внимания, то его хранят свёрнутым в трубку. Лицевая сторона при этом должна располагаться снаружи. Нелишним будет любой вариант укрытия от пыли.
Применение оставшихся страз
Почти наверняка после завершения картины будет какое-то количество неиспользованных элементов. Рачительная хозяйка с лёгкостью найдёт им применение: это и декор небольших шкатулочек или коробочек, и украшение чехла для телефона, и многое другое. Если же кристаллов набралось значительное количество, например остатки от двух или трёх наборов, можно собрать картину по собственному эскизу.
Порядок действий почти не отличается от работы с фабричным комплектом:
- Подбирают и распечатывают подходящий рисунок. Это может быть схема для вышивки крестом или бисером либо же обработанное в специализированной программе изображение.
- Эскиз заклеивают прозрачным двусторонним скотчем.
- Последовательно снимая защитный слой с полосок скотча, заполняют схему кристаллами. Их нужно располагать как можно плотнее: проглядывающая основа испортит всё впечатление от мозаики.
- Если не удалось распечатать рисунок с клеточками подходящего размера, работу ведут на обычной бумаге, подравнивая ряды линейкой.
Законченную работу заключают в рамку, здесь отличий от магазинных наборов нет. Подобное рукоделие, более простое по сравнению с изготовлением большого полотна, должно понравиться детям и даст им возможность попрактиковаться в этом виде искусства.
Высокая стоимость алмазной мозаики и усталость от кропотливой работы с лихвой перекрывается сиянием готовой картины. Это достойное украшение любого интерьера и отличный подарок практически по любому случаю.