При изготовлении ажурных платьев, джемперов, юбок и даже купальников рукодельницы могут использовать схемы безотрывного вязания мотивов крючком. Узоры выглядят нарядно и аккуратно, подходят для бытовых текстильных изделий — скатертей, салфеток, круглых покрывал и занавесок. Мотивы могут вязаться разными способами, выходят простые и многоструктурные формы.
Особенности процесса
Мотивы применяют очень многие мастерицы. Безотрывное вязание крючком берёт своё начало в Японии. Восточные рукодельницы обучались этому искусству с детства, они украшали узорами свою одежду, зонтики, веера, создавали из них женскую бижутерию. Техник и схем непрерывного вязания крючком несколько:
- простые мотивы круглой формы;
- треугольные узоры;
- изделия из квадратных элементов;
- шестиугольники;
- ажурные рисунки;
- ирландское кружево.
Работать можно одной или двумя нитями, покупать пряжу разных оттенков, соединять в одном изделии три-четыре вида цветных узоров. Для каждой схемы есть подробное описание с перечнем необходимых материалов и инструментов.
Цветочные мотивы
Летнее платье или небольшая салфетка украшаются с помощью схемы безотрывного вязания цветочных мотивов крючком. Эта техника подразумевает использование пряжи контрастных цветов; сам узор состоит из одиннадцати рядов. В схеме присутствуют пышные столбики.
На первом круге набирают пять воздушных петель на крючок, соединяют их в кольцо и провязывают в него 23 столбца с накидом. В начале ряда набирают три подъёмных петельки, в конце провязывают соединительный столбик в последний виток. Для второго ряда полотно переворачивают, вводят крючок в колечко из трёх петель, соединяют их столбцом, снова поворачивают вязание. Затем выполняют 4 воздушных петельки, делают один вогнутый столбик с накидом и одну такую же петлю. Так повторяют 22 раза до конца ряда и соединяют узор с третьей воздушной петелькой.
В третьем кругу полотно поворачивают, вводят инструмент под четвёртую петлю, вяжут столбец соединения и переворачивают второй раз. Оформляют 5 воздушных витков и двадцать два раза повторяют вогнутый столбик с накидом и 2 петли воздушные. Закрывают ряд в третий виток кольца. Следующий ряд схож с третьим кругом. В пятом необходимо связать воздушную петлю, в каждую цепочку оформить по три столбика и соединить их в конце ряда. В шестом кругу повторяют такой же узор, но в каждую петлю вяжут по одному столбцу.
Седьмой ряд начинается воздушным витком, затем выполняют по одному столбцу в каждые два предыдущих. На крючок набрасывают нить и вводят его в вогнутый столбик четвёртого круга. Рабочую нить вытягивают, повторяют мотив пять раз. Новый накид протаскивают через двенадцать петелек, снова набрасывают пряжу и пропускают её через все витки. Следующую петлю пропускают, повторяют узор 22 раза, провязывают по одному столбику с накидом, потом оформляют пышный столбец на трёх подъёмных витках. Ряд заканчивают соединительной петелькой в первый воздушный виток.
Начало восьмого круга — воздушная петля. После неё провязывают двадцать два раза узор: столбик без накида, три воздушные петельки, пышный столбик пропускают. Ряд закрывается столбцом без накидов, воздушным витком и столбиком с накидом в первую петлю. По такой же схеме оформляют девятый круг. В десятом первая петля — воздушная, после этого один столбец с накидом. Потом одиннадцать раз повторяют схему: пять столбиков с накидом и пять воздушных витков, затем ещё один столбец и два без накидов. В конце ряда вяжут две воздушные петли и соединяют их с первой.
Перед одиннадцатым кругом поворачивают полотно, начинают ряд пятью воздушными витками. Затем оформляют узор, состоящий из одного столбца с накидом и двух петель, ещё столбика и пяти витков, одной петельки, столбца и двух воздушных элементов, трёх столбиков с накидами. Вязание заканчивают воздушной петлей, соединяя её с началом ряда.
Квадратные узоры
Быстрее всего вязать квадратный мотив. С его помощью создают шали, шарфы и кофты. Элементы узора имеют сложную выпуклую форму, вяжут орнамент пряжей двух цветов.
Сначала изготавливают основу — нитью более яркого цвета оформляют пять воздушных петель. Крючок вводят в последнюю, протягивают пряжу, закрепляя на инструменте два витка. Одну петельку пропускают через другую, на крючке остаётся только одна. Так замыкают цепочку в кольцо.
Второй ряд начинается из трёх подъёмных петель. Заводят инструмент в кольцо и вяжут два столбца с одним накидом, три витка оформляют ещё одним столбиком. Вершины выделяют с помощью трёх столбцов с одним накидом и таким же количеством воздушных петелек. Снова вводят в кольцо крючок и прорабатывают три столбика с накидом. По этой схеме оформляют все четыре вершины квадрата. Ряд оканчивают полустолбиком в третью подъёмную петлю.
После этого нить сменяют, протягивая её через предыдущий виток, провязывая пять воздушных петелек. Первую пряжу не обрезают, просто откладывают клубок в сторону. У первой вершины фигуры вяжут шесть столбиков с накидом и тремя петлями между ними. Так оформляются все углы. Ряд заканчивают полустолбцом, соединяя первые три петли одним витком с накидом. Третий круг начинается с трёх воздушных петелек и двух столбиков с накидом, завершается ряд так же, как и предыдущий. Схема используется для работы над следующими четырьмя рядками.
Эльфийский треугольник
Треугольный мотив, выполненный в технике ирландского кружева, украсит воротник и манжеты блузки. Узор начинается с шести петель, сомкнутых в кольцо. Затем вяжут воздушную петельку и двенадцать столбцов без накидов. Во втором кругу начинают оформление трилистника. Для этого провязывают воздушную петлю, три столбца без накидов, 16 витков и соединительную петельку.
После этого ряд нужно обвязать: два столбика без наброса пряжи, десять с ними и снова 2 без них. Так провязывают три кольца, затем оформляют шесть столбцов без накида в цепочку, состоящую из такого же количества воздушных витков. По этой схеме провязывают 3 трилистника, заканчивают круг соединительной петлей в подъёмный виток.
На втором круге работу начинают двумя соединительными петлями, далее до конца ряда следует схема:
- пять воздушных петель;
- три столбика с накидами вяжут вместе, снова воздушные витки;
- два раза столбец без накида и 15 витков воздушных;
- простой столбик и пять петелек;
- четыре столбца с тремя накидами;
- соединительная петля и виток подъёма.
В четвёртом ряду первыми идут воздушная петля и пять столбцов без накидов. Затем семь витков и 4 столбика, пико из четырёх воздушных петелек и четыре столбца. Эту схему нужно повторить трижды. Далее провязывают девять столбиков, переворачивают полотно, оформляют четыре столбца с тремя накидами. Потом следует оформить пять воздушных петель, снова повернуть изделие и три раза чередовать пико с тремя столбиками без наброса нити. Ряд оканчивают соединительной петлей.
Советы рукодельницам
Красиво оформить вязаное изделие можно с учётом нескольких особенностей. Необходимо знать, как связать множество мотивов непрерывно, а также как соединить отдельные детали в одну вещь.
Главное преимущество беспрерывного способа вязания состоит в том, что нить во время работы не обрезается, это даёт возможность при незначительных ошибках распустить изделие и перевязать испорченные ряды. Сама вещь приобретает необходимую форму во время работы, а не в самом конце.
Основные правила мастер-класса безотрывного вязания крючком по схемам:
- в первом мотиве не заканчивают последний ряд, а сразу переходят к работе над вторым узором;
- вместо обрезания пряжи вяжут цепочку из воздушных петель, она и будет основой нового элемента;
- последние ряды в следующих деталях также не заканчивают;
- верх узоров оформляется только после того, как все элементы будут готовы.
Безотрывное вязание тяжело даётся начинающим мастерицам. Поэтому лучше изучать схему создания мотивов на простом изделии — шарфе или палантине.
Если получается аккуратная вещь с ровными краями, то можно переходить к работе над платьями, свитерами и блузами, используя сложные узоры и сменяя нити.