Предметы, выполненные своими руками, всегда вызывают восхищение своей уникальностью и изящностью. Вязание крючком — этот тот вид искусства, который позволяет создавать красивые и полезные вещи. Связав шапочку крючком для девочки, можно не только получить удовлетворение от самого процесса творчества, но и сэкономить средства. Вязаный головной убор всегда смотрится стильно, при этом для его создания не нужно обладать высоким мастерством.
История зарождения искусства
Вязание крючком — вид творчества. В основе процесса лежит создание различных предметов из нитевидного материала. Точный период возникновения искусства и кто был его родоначальником, неизвестно. Первые упоминания о вязании с помощью крючка датируются XVI веком.
Исследовательница из Дании Lisa Paludan выдвинула три теории возникновения творчества:
- Местом зарождения искусства была территория Аравии. Связанные вещи стали очень популярны, и техника вязания была перенята мастерами из Тибета, которые затем её распространили по странам Средиземноморья.
- Вязание крючком появилось в Южной Америке. Её население использовало обработанные лианы для создания элементов одежды.
- Родоначальником является Китай. Именно в этой стране, по мнению исследовательницы, впервые появились вязаные куклы, выполненные с помощью крючка.
Другие же исследователи предполагают, что вязание крючком было основано в XIX веке как ответвление от вышивки тамбуром. Суть метода заключалась в том, что мастер, протыкая натянутый холст тонким крюком, захватывал петлю рабочей нити, находящуюся с его обратной стороны. Нить протягивалась вверх и, не снимаясь с крючка, вставлялась чуть далее, создавая новую петлю. После её пронизывали, в результате чего получалась цепочка.
В Европе популярность искусство получило благодаря Мадемуазель Риего де ла Бланшардье. Её книга, посвящённая вязанию и опубликованная в 1846 году, получила успех, и многие женщины начали копировать схемы, указанные в ней.
Материалы и техника
Перед тем как приступить к вязанию крючком шапочки для девочек, понадобится подготовить материалы и освоить простую технику работы. В качестве материала используется пряжа. В различных торговых точках можно встретить разноцветные мотки разнообразных ниток. Они отличаются как по материалу, из которого изготовлены, так по текстуре и толщине. Лучше всего выбирать мягкую пряжу, которая не будет колоть и раздражать кожу ребёнка.
Для создания шапочки крючком для девочки на лето лучше будет отдать предпочтение тонким ниткам из хлопка, а для зимнего варианта — шерстяным. При этом следует учитывать что постигать искусство вязания проще всего со светлой пряжей.
Крючок можно использовать из любого материала, например, пластика, дерева, металла. Важным тут будет его размер, который напрямую зависит от толщины выбранной пряжи и её типа. Кроме этого, могут понадобиться дополнительные принадлежности, такие как бусинки, стразы, ленты и тому подобное.
При создании головного убора также важно определиться с нужными размерами изделия. Для этого выполняется снятие мерок. С помощью сантиметровой ленты замеряется окружность головы таким образом, чтобы лента проходила по самой выступающей части на затылке и посередине лба. Глубина же шапки должна быть равной расстоянию от мочки уха до середины темени.
Если измерить не получается, можно воспользоваться следующими примерными показателями:
- ребёнок до шести месяцев: окружность 35 см, высота 10 см;
- от шести месяцев до двух лет: окружность 40 см, высота 12 см;
- от двух до четырех лет: окружность 50 см, высота 20 см;
- от четырех лет и старше: окружность 52 см, высота 25 см.
Способы вязания
Разработано несколько способов вязания с использованием крючка. В основе каждого из них лежит формирование воздушных петель и столбиков. Они могут выполняться с накидами и без них, вытянутыми петлями, дополнительными наплетаниями на крючок.
При этом используютсяразличные специальные приёмы, из которых наиболее известны следующие:
- Классический. Это вязание осуществляется коротким крючком. Нить накидывается на крюк, продетый в свободную петлю, и протягивается через неё.
- Тунисский. Особенность способа заключается в использовании длинного крючка и направления вязания. Этот метод предполагает первоначальный набор на длинный крюк всех петель, формирующих ширину полотна, а после их провязывания в обратном порядке. Связанное изделие получается плотным и практически не подвержено деформации.
- Ирландский. Известен своими стильными узорами. Техника вязания выделяется из-за бурдонов, которые используются в каждом элементе. Сам способ довольно сложный, начинающему разобраться будет не так уж и просто.
- Румынский. Другое его название шнуровое кружево. Его принцип построен на использовании предварительно связанных шнуров.
- Филейный. Такая техника применяется для изготовления дизайнерских вещей. В основе филейного кружева лежат квадратные ячейки разной прозрачности.
- Бюргерский. Имитирует плетёное кружево. Рисунок формируется извивающейся узкой тесьмой и боковыми соединительными дугами.
Выполнить вязаную шапочку для девочки крючком можно любым методом, но начинающим рукодельницам проще всего использовать классический и специально разработанные схемы.
Освоив несложные приёмы и следуя указаниям на схеме, несложно будет изготовить не только шапочку, но и любой другой предмет.
Основные приёмы
Создавая вязаное изделие первоначально нужно правильно научиться держать рабочие принадлежности. Чтобы процесс проходил легко и непринуждённо, рабочая нитка удерживается между большим и указательным пальцами левой руки. Крючок располагается в правой руке и зажимается также между этих двух пальцев, при этом средний палец служит опорой.
Итак, любое вязание состоит из набора элементов, к основным из них относятся:
- Воздушная петля. Её выполнение начинается с петли, которая формируется на конце нитки. Сдавив петлю между большим пальцем и указательным, нитка ложится на последний. Крючок вставляется в ушко, после чего нить захватывается и пропускается через неё. Образовывается первая петля. Последующие петельки выполняются аналогично. Формируется цепочка из петелек.
- Столбик с накидом. Начало такое же, как при выполнении полустолбика, только работа происходит с четвёртой петелькой. Накид подхватывается и пропускается через первые две петли. На вязальном инструменте должны появиться две петли. Делается накид и пропускается через них. В случае выполнения двухнакидного столбика схема вязания не изменяется: делаются два накида и петля вытягивается, снова идет накид, протягиваемый через две петельки, и опять накид, пропускаемый ещё через пару петель. Затем идет третий накид с дальнейшим протягиванием через оставшуюся пару петель.
- Соединительный столбик. Крайне важно научиться соединять столбики между собой. Хоть это и простая операция, но она требует также внимания. Чтобы выполнить соединение, крючок вводится в петельку, идущую через одну от него. Рабочая нитка подхватывается и просовывается в петельку предшествующего ряда и петлю, расположенную на крюке.
- Полустолбик с накидом. Выполнив накид, вязальный инструмент вводится в третью петлю, которая после вытягивается. Нитка подхватывается крюком и просовывается через все три ушка, расположенных на нём. Полустолбик с накидом готов. Для создания следующего полустолбика делается новая воздушная петля.
- Скрещённый столбик с двумя накидами. Делается двойной накид и крюк вводится в пятую по счёту начиная от него петельку. Нить подхватывается, и ушко достаётся наружу, затем рабочая нитка пропускается через две петельки. Теперь на крюке располагаются три петли. Делается новый накид и вытягивается следующее ушко предыдущего ряда. Нитка подхватывается и ею пронизываются две петельки, после чего она снова пропускается через пару ушек. Эти действия повторяются, пока на крюке не останется последняя петля. Связав одну воздушную петлю после выполнения накида и ввода крючка в место пересечения их со столбиками, ушко вытягивается. Нить снова подхватывается и протягивается через оставшиеся петельки.
Схемы и обозначения
Освоив приёмы вязания, можно приступать к изучению схем. Они представляют собой указание последовательности при выполнении изделия. При этом следует отметить, что на схемах часто указывается и номер крючка в виде цифры. Её значение обозначает его диаметр в миллиметрах.
Существует два типа схем:
- Узоры, которые имеют формы геометрических фигур. Такие изделия начинают выполнять с середины путём набора воздушных петель и соединения их в круг. После чего работа продолжается по нему же.
- Рисунок изготавливается полотном. В этом случае начинают с первой петли и набирают ряд из воздушных петелек. Затем в конце его выполняется поворот, и работа продолжается в обратную сторону. Обычно вязание проходит снизу вверх и справа налево.
В правильно составленных схемах вязания вначале всегда должно быть указано, откуда начинается процесс и в какую сторону ведётся. Разбираясь пошагово, как связать шапку крючком для начинающих в различных схемах, можно встретить общепринятые сокращения и обозначения. Основные из них следующие:
- кружок — воздушная петля (в. п.);
- чёрная жирная точка — воздушная петля подъёма (в. п. п.);
- арка — соединительный столбик (соед. ст.);
- вертикальная линия — столбик без накида (ст. б/н);
- символ «Т» — полустолбик (п/ст);
- один раз перечёркнутая вертикальная линия — столбик с накидом (ст. с/н);
- дважды перечёркнутая вертикальная линия — столбик с двумя накидами (ст. с 2/н);
- пересекающиеся линии — скрещенные столбики (с. ст.);
- указанные стрелки возле петелек указывают на однотипные узоры.
Панамка крючком
Такая летняя детская шапочка рассчитана для ребёнка с размером объёма головы 44—46 см. В схеме вязания используются только простые элементы, поэтому её легко сможет изготовить даже начинающий.
Для работы необходимо будет приобрести около 40 г пряжи основного цвета, например, белого и немного другого цвета. В работе используется крючок с номером 1,5.
- Набирается цепочка из шести в. п.
- Используя соединительный столбик, она замыкается в кольцо.
- Выполняется первый ряд. Для этого вяжутся 3 воздушные петли подъёма, после чего связываются 15 ст. с/н.
- Заканчивается ряд соединительным столбцом путём ввода крючка в 3 в. п.
- Второй ряд начинается с 3 в. п. п и одной простой.
- В петельку основания вяжется одинарный столбик с накидом.
- Выполняется одна в. п.
- Первая петля пропускается, а в следующем вяжется столбец с накидом и петля. Эта последовательность повторяется до окончания ряда.
- Круговой ряд замыкается путём соединительного столбика и 3 в. п. п.
- Изготавливается ещё один столбик для начала вязания арочного ряда.
- Третий ряд создаётся из 4 в. п.
- Крючок вводится в ту же арку, где связывается столбик и петелька.
- В следующую арку из воздушной петли предшествующего ряда вяжется: 1 ст. с/н, 1 в. п., 1 ст. с/н, затем ещё 1 в. п.
- Конец ряда замыкается соединительным столбцом путём введения крючка в три воздушных петельки.
- Начало четвёртого ряда состоит из 4 в. п. (3 в. п. п. + 1 в. п.).
- Новая арка выполняется из петли предшествующего ряда. Для этого одно ушко пропускается и в следующей арке вяжется 3 ст. с/н. После чего опять делается одна воздушная петля.
- Идущая следом арка пропускается, а в следующей вяжется 3 ст. с/н и 1 в. п. пока ряд не закончится.
- Последняя арка вяжется 2 ст. с/н с замыканием ряда соед. ст.
- Вяжется ещё один соединительный столбик и делается переход к пятому ряду.
- Таким образом, вяжется до восьмого ряда. Он начинается с 6 в. п., а его последняя арка выполняется 4 ст. с/н и замыкается соед. ст. в 3 в. п. п.
- После выполнения восьмого ряда делаются одинаковые с ним ещё одиннадцать рядов.
- На последнем шаге делается обвязка по периметру. Для этого последний ряд обвязывается нитью другой пряжи, а шесть, следующих за ним, основной. Обвязка выполняется путём вязания 1 в. п. п. и пропусканием через каждую петлю по ст. б/н.
- Шапочка готова.
Повторив пошаговое описание шапочки с крючком для начинающих, рукодельница получит изделие, которое будет не только защищать голову ребёнка от солнечных лучей, но и очень стильно смотрится.
Если использовать пряжу немного толще, то такую шапочку с успехом можно носить и с середины весны.