Плетение японских шнуров кумихимо неразрывно связано с древними традициями Страны восходящего солнца. В те далекие времена мужчины использовали их для подвязки мечей, а женщины — для кимоно. Традиционная культура Японии любому виду рукоделия придает огромное значение. Поэтому что бы это ни было — оригами, бонсаи, икебана, кинусайга и другие исконно японские виды искусства, — все это не просто хобби или способ себя развлечь. Это целая философия. И порой на оттачивание такого мастерства уходит вся жизнь.
История техники
С японского языка «кумихимо» переводится как «плести веревки». Несмотря на культурологические исследования в скандинавских странах и обнаружение там подобного вида рукоделия, именно японские шнурки считаются древнейшим искусством сплетания нитей.
Первоначально эти шнуры использовались в священных церемониях еще на заре буддизма в Японии. Позже это рукоделие вошло и в повседневную жизнь и стало применяться для вполне будничных целей — самураи использовали шнуры кумихимо для подвязки своей боевой амуниции, японские женщины подвязывали свои кимоно, не исключая и эстетической цели.
Сначала для плетения использовались крепкие нити или кожа. Когда ремесло перестало исполнять чисто практические цели и начало использоваться для упаковки и оформления подарков для знати и императорской семьи, японцы стали использовать шелк и другие благородные материалы. Несмотря на нежность, такие шнуры все равно получались очень крепкими, но теперь им уже не требовалось столько прочности — они были дорогими и считались достойными только высших чинов.
Спустя века японские шнурки распространились по всему миру. В интернете можно найти информацию, что при помощи этой техники плели свои фенечки представители субкультуры хиппи, однако это не так. Дело в том, что классическая фенечка плетется с использованием большого количества узелков, а в технике кумихимо узлов нет как таковых — нити просто переплетаются в определенном порядке. Поэтому несмотря на внешнее сходство готовых изделий, подход к их изготовлению совершенно разный.
Строение оборудования
Исторически сложилась технология плетения при помощи станка. Таких существует две разновидности: марудай (от японского «круглая подставка») более распространен, а такадай («квадратная подставка») используется немного реже. Оба приспособления в традиционном виде представляют собой следующие конструкции:
- В верхней части располагается непосредственно подставка под нити, называемая кагами, что означает «зеркало». В зависимости от вида станка она квадратная или круглая. Центральная часть кагами имеет отверстие для выхода готового изделия в процессе плетения.
- Для поддерживания необходимого натяжения в процессе рукоделия применяется специальный груз омори.
- Нити наматываются на своеобразные катушки-бобинки и закрепляются. Они тоже позволяют регулировать напряжение нитей и поддерживать плотность плетения на одном уровне.
Традиционный марудай — довольно громоздкое приспособление, поэтому его можно использовать только в качестве стационарного станка. Однако в наше время мобильности появилась усовершенствованная облегченная версия обоих станков. Ее можно купить в рукодельных магазинах или заказать на специализированных сайтах, но можно сделать и вручную.
Для этого достаточно найти кусок плотного материала — это может быть фанера, пенопласт, пенопропилен или даже плотный картон, из которого делают коробки. Мини-марудай вырезается в форме круга удобного размера (не следует брать слишком большой диаметр, 15 см вполне хватит). В центре прорезается отверстие не более 2 см в диаметре.
Далее заготовка шлифуется, если для ее изготовления использовалось дерево. Если это другой материал, то можно сразу приступать к разметке. Всю окружность необходимо разделить на 32 части. Это базовая разметка кумихимо. При плетении можно использовать как все деления, так и любое другое количество. Главное, чтобы число являлось степенью двойки — 16, 8, или 4. В более сложных работах может использоваться и 64, но для этого надо сначала освоить саму технику, а потом уже можно экспериментировать с количеством.
Такадай изготавливается точно так же, только в основу ложится не круг, а прямоугольник или квадрат. Размечается поровну по каждой стороне. После нанесения разметки нужно сделать надрезы на каждом делении не более 1 см глубиной. В них будут закрепляться нити. Верхнее деление нужно отметить контрастным цветом как начало плетения. Собственно на этом изготовление станка заканчивается, дальнейшие действия производятся с учетом характеристик предполагаемого изделия.
Подготовка к работе
Когда миниатюрный станок будет готов, нужно определиться с расцветкой будущего изделия, а также с его размерами. Длина нити должна превышать длину готового изделия в два с половиной раза. Если планируется небольшое изделие вроде фенечки, то концы ниток можно оставить свободными, но в случае изготовления, например, пояса следует накрутить каждую нить на катушку или просто полоску картона, иначе они будут путаться при плетении.
Начинать лучше с простого, поэтому оптимальное количество нитей — 4 штуки. Цвет выбирается исключительно исходя из предпочтений мастера — можно выполнить фенечку в пастельных тонах, а можно взять так называемые кислотные оттенки или подобрать гамму к определенной одежде.
Когда цвета выбраны, а нитки отмерены и отрезаны, их нужно связать узлом. Узел помещают в центр, например, марудая и распределяют нити по делениям. Если выполняется плетение шнура из 4 нитей, то располагаться они будут, строго говоря, по четырем сторонам — верх, низ, левая и правая. Чтобы описать, как плести кумихимо, обычно пользуются такими названиями для обозначения ниток — верхняя, нижняя и так далее.
При распределении нитей разного цвета можно импровизировать, а можно воспользоваться схемами плетения кумихимо — достаточно просто увидеть необходимый вариант расположения нитей для изначальной расстановки, больше схема не понадобится.
Станок заряжен, осталось подготовить грузик для шнурка. В качестве отвеса можно использовать, например, увесистый брелок или даже камень, только его нужно будет завернуть в подобие тряпичного мешочка, завязать и прикрепить к узлу на нитях в центре станка. Если используется брелок или что-либо другое с петлей, к нему можно прикрепить скрепку и тоже зацепить ее за узел.
Порядок плетения
На традиционных станках переплетаются одновременно по две нити, но на портативном это неудобно делать, так как одной рукой нужно держать станок, и только другой можно брать нить. Но техника плетения от этого практически не меняется.
Для начала плетения станок берется в удобную руку так, чтобы метка, символизирующая начало, была сверху. Хотя на больших японских приспособлениях никаких меток нет, все же начинающим она поможет сориентироваться.
Стандартный порядок плетения выглядит следующим образом:
- Ведущей рукой берется верхняя нить и перемещается вниз. Вставить ее нужно в деление справа от нижней нити.
- Нижняя вытаскивается из прорези и поднимается в деление слева от первоначального расположения верхней нити.
- Станок поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метка начала оказалась слева. Теперь левая нить стала нижней, а правая — верхней. Поступают с ними точно так же: верхнюю — вниз, а нижнюю — вверх, немного смещая, как и в первых двух шагах.
- Снова поворачивается станок и повторяются те же действия. И так до момента, когда шнурок станет нужной длины.
Из 4 нитей довольно быстро можно сплести браслет или шнур для подвязывания волос. В результате он выйдет не круглым и не плоским, а, скорее, квадратным, так как с каждой стороны бралось одинаковое количество нитей. Но его сечение не будет так заметно, как, например, у шнура из 16 нитей. Схемы кумихимо на 16 нитей выглядят немного сложнее, но алгоритм действий совсем не отличается. Он будет иметь отличия только в случае использования разных станков — круглого или квадратного.
Плоский шнур
Для того чтобы изделие получилось плоским, нужно воспользоваться станком такадай и распределить нити таким образом, чтобы слева и справа было по одной, а сверху и снизу требуется расположить остальные поровну. То есть при использовании 16 штук сверху и снизу будет по 7, а по бокам — по одной. Для плетения на портативном станке лучше и удобнее будет добавить одну нить, чтобы число было на 1 больше степени двойки. Например, не 8, а 9, не 16, а 17 и так далее.
Следовательно, с одной стороны, например, сверху, будет 8 нитей, а снизу — 7. Алгоритм плетения будет следующим:
- Так как нити расположены не попарно — у одной верхней пары нет, то ее переносят в нижнюю свободную ячейку напротив.
- Нижняя нить рядом с ней отправляется на ее место вверху.
- Теперь следующая верхняя, у которой не стало пары, переносится в нижний ряд. Следующая нижняя — на ее место в верхний.
- Так происходит, пока все нити не поменяются местами один раз. Далее берутся боковые и, перекрещиваясь, меняются местами. Здесь нужно контролировать натяжение, чтобы каждый раз оно было одинаковым, иначе шнур выйдет с неровными краями.
- Затем станов переворачивают на 180 градусов.
- Продолжают плетение точно так же, меняя нити местами. После этого перекрещивают боковые. Так поступают до тех пор, пока плоский шнур не станет нужной длины.
Это более простой вариант плетения. На настоящем станке такадай перемещение выглядит несколько иначе, следовательно, и готовое изделие будет иметь другой вид переплетения. Но для начинающих рукодельниц оно довольно сложное, и можно запутаться, поэтому начинать лучше все-таки с упрощенной версии.
Круглый жгут
Плетение круглого шнура из 16 нитей осуществляется таким же образом, как и из 4, просто в результате получится изделие большей толщины. Кроме того, толщина готового жгута зависит от толщины исходного материала.
Схемы плетения кумихимо для начинающих можно распечатать и прикрепить на свой мини-станок, чтобы не запутаться при переплетении и размещении.
Оформление готового изделия
Когда плетеный шнур достиг желаемой длины, нужно открепить груз — он больше не понадобится — и закрепить, например, невидимкой край плетения, чтобы он не распустился. После этого можно снять все нитки со станка и подумать, как лучше завершить изделие. Существует несколько общеупотребляемых вариантов, однако никто не мешает включить фантазию на полную и придумать что-то свое. Из популярных оформлений можно назвать такие:
- Простой узел. Если для изготовления использовалось небольшое число нитей — 4 или 8, то такой конец изделия будет выглядеть вполне эстетично. Если же ниток больше, то лучше воспользоваться другим способом.
- Косичка. Этот всем известный вид плетения подойдет для завершения любого изделия. Все нити делятся на три части и сплетается обычная коса, после чего ее конец можно обернуть несколько раз одной из ниток и завязать. Узел можно спрятать внутрь, а лишние концы обрезать.
- Крученый жгут. Это тоже очень привлекательный вариант. Выполняется он из двух пучков нитей. Каждый из них необходимо просто закрутить, например, по часовой стрелке. А потом необходимо скрутить их вместе против часовой стрелки. Направление играет решающую роль — если оно будет одинаковым в обоих случаях, то плетение просто раскрутится.
- Можно использовать вспомогательные материалы, например, бусины. Для этого берется крупная бусина из пластика, стекла или дерева и надевается на оставшийся пучок ниток. После нее делается узел и оставляется кисточка. Лишний материал отрезается.
Для того чтобы браслет мог застегиваться, до начала его плетения можно изготовить петлю в технике макраме перед будущим узлом. Для этого нити надо брать в два раза длиннее и просто складывать их пополам, оплетая потом отдельным цветом. А в конце изделия можно надеть бусину круглой или продолговатой формы.
Изготавливать шнуры в технике кумихимо можно из любого доступного современного материала — из швейных или вязальных ниток, вощенных или кожаных шнуров, а также из тонких лент. Преимущества этого рукоделия состоят в том, что оно довольно простое и вполне доступно для работы с детьми, кроме того, изделия получаются очень прочными и носкими, а также уникальными, это позволит любой рукодельнице создать собственный необычный стиль.