Древнее искусство мудрецов и философов Китая, развивавших своё чувство пространства и ощущение прекрасного, сегодня стало одной из самых увлекательных и полезных игр для любого человека. Простые схемы оригами для детей 6−7 лет позволяют не только самостоятельно создавать из бумаги забавные фигурки. Это творчество развивает познание трёхмерного мира, активизирует работу лобных долей мозга.
История появления искусства
Зародившаяся задолго до нашей эры в древнем Китае сначала как интеллектуальная игра, а затем и как статусное искусство для избранных, мода на сооружение из простейшего листа бумаги разнообразных фигурок даже в те далёкие столетия была не просто игрой, но методом самосовершенствования. Недаром одно из конфуцианских достоинств мудрого человека можно перевести как «умение создавать сложное из самых простых вещей». В исключительно декоративном плане оригами не воспринималось даже придворными: соревнуясь между собой в этом умении, они увеличивали собственные влияние и значимость.
В эпоху всевозможных гаджетов, готовых и считать и даже писать без ошибок вместо человека, очень соблазнительно научить ребёнка (и научиться самому) уверенно эксплуатировать всю эту электронику.
На самом деле, эта простота ведёт к уменьшению «оперативной памяти» мозга как у маленьких, так и у взрослых. А это мешает дальнейшему развитию человека. Поэтому не всегда самый простой путь обучения малыша счёту (на калькуляторе) или моделированию трёхмерных фигур (на компьютере) является и самым полезным. Прежде чем начать учиться работать с калькулятором или компьютером, неплохо бы выучить таблицу умножения или искусство создания объёмных объектов из плоского бумажного листа. Этому и учит, в числе прочего, оригами.
В эпоху сёгуната Токугава (середина XVII столетия), японцы, многое заимствовавшие из культуры и науки «Поднебесной Империи», оценили искусство оригами в качестве пути совершенствования мозга. А ещё через сто лет в так называемую эпоху Эдо был издан и первый самоучитель («методичка», как назвали бы сегодня) по выполнению разнообразных поделок из одного бумажного листа: «Тайны сворачивания тысяч журавлей», 1797 год.
В современности оригами известно благодаря простому чертёжнику по образованию Акире Йошизава (Ёсидзава), который пронёс своё увлечение арт-объектами из бумаги с тринадцатилетнего возраста (1923) до самой смерти (2005). Указанные ниже символы для работы с бумажными листом в основном принадлежат именно этому энтузиасту и мастеру. Западноевропейская культура лишь немного их упростила.
Схемы для современных детей
Если в «китайскую» и «японскую» эпоху занятия оригами было уделом мудрецов или придворных, а почти до конца XX века — искусством взрослых мастеров-декораторов, то сегодня к творчеству привлекают детей с самого раннего возраста. Выгоды от этого древнего искусства для только начинающих развиваться людей очевидны:
- стимулируется оперативная память;
- дети узнают больше как об экзотической культуре Востока, так и о тех предметах, которые конструируют;
- занятие улучшает моторику малыша;
- умение понимать абстрактные схемы, а затем и самим создавать их.
Помимо перечисленного, дети начинают уделять больше внимания мелким деталям, приучаются к аккуратности, раскрепощают фантазию. Что особенно важно, это обучение проходит в игровой форме, излишне не напрягая маленького учащегося.
Поделки для трёхлетних малышей
Ничуть не рано начинать обучать детей игре в создание бумажных фигурок забавных зайчиков, собачек или кошечек прямо с трёхлетнего возраста. Помимо развития оперативной памяти и стимуляции активности лобных долей мозга, реальное моделирование фигурок из простого бумажного листа улучшает моторику, прививает целеустремлённость.
Детей 3−4 лет лучше всего приобщать к обучению складывания поделок в форме игры, сами поделки должны быть забавными и простыми: например, кот или тюлень. Для их создания необязательно разучивать «тайнопись» схем оригами от Ёсидзавы. Как складывать бумагу, можно объяснить детям на словах, не прибегая к помощи «хитрых» стрелочек и значков.
Вот, например, как нужно складывать квадратный бумажный лист, чтоб получить симпатичную «голову тюленя»:
- сложить квадратный лист по диагонали;
- прижать получившийся треугольник за середину;
- отогнуть вниз «длинные концы» (это будут «уши тюленя»);
- подогнуть вверх нижний угол («нос» тюленя).
Остаётся только позволить юному поклоннику древнего искусства разрисовать получившуюся мордочку, возможно, даже приклеить к ней «усы».
По мере взросления и общего развития малышей можно начинать использовать уже не устные «пошаговые инструкции» будущим творцам. Помогают создавать оригами для детей 5−6 лет схемы из детских книг об этом искусстве.
Идеи для старших дошкольников
В возрасте 6−7 лет детям уже можно показывать простейшие символы складывания, принятые сегодня во всем мире. С их помощью юный творец не только сможет удивить, самостоятельно смоделировав фигурку, о которой вы не знали, но и записать процесс своей работы, если придумает какую-то необычную, «неканоническую» фигурку. Но начинать, конечно, надо с простейших поделок, типа бумажного гномика. Сделать его очень просто:
- сложить и развернуть бумажный квадрат;
- к получившейся линии сгиба пригнуть верхний и нижний углы;
- получившаяся фигурка является одной из базовых в оригами по Ёсидзаве и называется «воздушный змей»;
- «змея» надо повернуть на девяносто градусов, затем перевернуть вокруг «оси»;
- сложить и распрямить нижний уголок «на себя» (складка «долина»);
- пригнуть нижний уголок к получившейся складке;
- пригнуть к ней же оставшуюся снизу часть ещё раз (начинает формироваться «лицо» гномика);
- остающиеся снизу уголки отогните «от себя» (складка «гора»).
В итоге получается забавный гном с плоской шапочкой сверху («хвост» «воздушного змея»), но с объёмной головой под этим колпачком, получившуюся фигурку остаётся только раскрасить!
Однако именно в этом возрасте, в детском саду, лучше переходить от словесных объяснений к ознакомлению юного конструктора бумажных объектов с традиционными символами.
Схемы оригами для детей 6—7 лет лучше ограничивать простейшим набором значков. Существует огромное количество отлично изданных книг с разбитыми по возрасту начинающего мастера разделами символов для складывания фигурок. В шесть — семь лет ребёнку достаточно заучить десяток знаков для пробуждения в нём интереса и чтобы в дальнейшем он увеличивал свой запас знаний самостоятельно.
Эти самые простые символы выглядят следующим образом:
- стрелка вправо: согнуть на себя, «долина»;
- заворачивающаяся влево стрелка: согнуть от себя, «гора»;
- двусторонняя стрелка: перегнуть пополам «на себя»;
- стрелка в виде молнии: часть гнётся на себя, часть — от себя (сочетание «горы» и «долины»).
И так далее.
Эти простейшие символы можно найти в интернете, но лучше посмотреть в книжке-самоучителе (например, методичка по оригами для детей М. Згурской или украинки В. Дёгтевой).
Самое сложное — научить ребёнка сопоставлять абстрактные «стрелочки» с конкретными действиями, а дальше можно надеяться, что ребёнок не только освоит сложные схемы сам, но и сможет записать доступными и известными всему миру значками своё личное, собственное открытие в области конструирования поделок из листа бумаги.
Для ребят начальных классов
Оригами для детей 8—9 лет и старше должны уже непросто развивать моторику и целеустремлённость у юных мастеров, но и совершенствовать их восприятие мира. Сейчас педагоги спорят, должно ли идти развитие ребёнка в сторону «комплексного» (нетрадиционного) оригами с использованием ножниц и клея, или все же именно в усложнении фигурок из обычного листа без подручных средств.
Дело в том, что простое (классическое) оригами из бумаги для детей 9 лет может показаться скучным. За исключением девочек, которым обычно интересно создавать кукол или удивительные салфетки. Тогда детей можно увлечь другими видами творчества из бумаги:
- модульное оригами: из листов разных размеров и форм складывается новый объект;
- тойлегами: сооружение фигурок из туалетной бумаги;
- кусудама: возможность сложить бумажный шар из многих листов для различных мелочей;
- киригами: из одного листа бумаги, но при помощи клея и ножниц.
А также интересной задачей оригами из бумаги для детей 10 лет и старше будет попытка сделать движущуюся поделку (фигурку того же «гномика», при модульной сборке, можно заставить ходить).
Для этого часто недостаточно простых объяснений и схем, но на многих специализирующихся на оригами сайтах есть уникальные видео о кусудама, киригами, и движущихся поделках модульной сборки.
Тем же взрослым (как и сообразительным подросткам), кто заинтересовался, насколько глубоко оригами способно стимулировать мозг, развить творческое начало, эксперты рекомендуют книгу современного психолога Кикунори Синохары «Оригами для мозга».