Некоторые мастерицы любят пополнять свои знания и стремятся регулярно знакомиться с новыми видами творчества. Такой подход помогает развиваться в рукоделии и учиться выполнять необычные и красивые поделки. Прессованная флористика ошибана, или осибана, — это особая разновидность изобразительного искусства. Создание оригинальных картин из высушенных под гнётом цветов, листьев, коры и семян точно придётся по вкусу многим мастерицам и заинтересует детей.
Историческая справка
Первые упоминания о живописи цветами (ошибане) были найдены в трудах писателей Древнего Египта. Также это искусство уважали в Таиланде, Китае и Корее. Затем оно захватило интерес англичан, которые познакомили европейцев с прекрасными пейзажами из сухих трав и бутонов.
Особых успехов в этом прикладном творчестве достигли японцы. Шестьсот лет назад в Стране восходящего солнца подобная техника была доступна только самураям. Суровые войны помимо уроков по написанию иероглифов и владению мечом, были обязаны посещать занятия осибаной. Прессованная флористика была частью их обучения, так как развивала терпеливость, настойчивость, наблюдательность, концентрацию и другие качества, необходимые храбрым воителям.
На сегодняшний день ошибана популярна среди всего населения Японии. Специалисты даже разработали особые способы защиты растительных материалов от выгорания и потери цвета. Для этого после составления картин из сухих цветков их помещают в специальные рамки, после чего выкачивают воздух между поделкой и стеклом. Получившийся вакуум позволяет надолго сохранить первоначальный вид растений.
Подготовка к работе
Ошибана — это особое искусство, позволяющее выражать свои эмоции, а также проявлять фантазию и творческие способности. Сбор материалов и работа с ними — это естественная релаксация. Японцы верят, что подобная деятельность положительно влияет на организм, заставляет его работать в унисон с природой и излечивает от приобретённых проблем и заболеваний.
Заниматься такой живописью могут не только художники, не нужно обладать определёнными знаниями и качествами, чтобы научиться создавать красивые картины из бутонов, листьев и травы. Дети ещё в начальной школе собирают осенние листья, окрашенные в яркие цвета, и составляют из них простенькие аппликации. Неопытным рукодельницам можно начать с этого, дополнив картинку лепестками цветов, корой, хвоей, семенами, шелухой лука и чеснока, корешками и тополиным пухом.
Выбор материалов
Считается, что тополь лучше других растений справляется с очищением воздуха, поэтому поделки, на которых присутствуют его листья и пух, обладают особой позитивной энергетикой. В качестве материалов для ошибаны можно использовать семенные коробочки многих растений.
Например, плод лунарии состоит из прозрачных и шелковистых пластин матового оттенка, семенники физалиса имеют яркий окрас — красный или оранжевый, а парашютики овсяного корня и одуванчиков позволяют придавать композициям лёгкость и воздушность.
Главным условием подготовки качественного материала является сохранность его первоначального вида, то есть формы, цвета и фактуры. Поэтому при сборе и сушке нужно соблюдать некоторые тонкости. Обзавестись растительными элементами для будущей поделки можно с ранней весны до поздней осени. Собирать материал рекомендуется только в сухую и безветренную погоду. Также стоит запомнить, что чем моложе цветок или листик, тем устойчивее его окрас.
Части растений выкладывают на чистый лист бумаги, чтобы они немного подсушились, после чего помещают под пресс. Для этого можно использовать толстую стопку книг, журналов или другой печатной продукции. Главное, её веса должно быть достаточно для того, чтобы сделать элементы картины плоскими и гладкими. Сушку стоит производить как можно быстрее, ведь в таком случае растения меньше потеряют в цвете.
Осенняя листва уже довольно плотная и старая, поэтому её можно обработать горячим утюгом, накрыв слоем из нескольких старых газет. Конечно, опытные флористы применяют более сложные технологии при подготовке материала, но начинающим будет достаточно и этих способов. Стоит отметить, что быстрее всех сохнут полевые цветы, на это им требуется не больше 3−4 дней.
Хранить заготовки нужно в прохладном и тёмном месте без сквозняков и ветров. Солнечные лучи окажут губительное воздействие на окрас сушёных растений. Поэтому их рекомендуется размещать в конвертах, непрозрачных файлах, картонных коробках, газетах или книгах.
Тонкости создания картин
Для создания картин нужно подготовить основу для поделки, клей ПВА, кисти и спицу (для нанесения тонких линей клеящего состава).
Мастер-класс по ошибане для начинающих стоит начать с классификации растений по стойкости цвета. Растительные элементы со временем меняют свой окрас, и это стоит учесть в работе, чтобы не испортить задумку и не разочароваться. Все натуральные заготовки можно поделить на три группы:
- Стойкие — не меняют цвет больше трёх десятков лет. К ним относятся пионы, осенняя листва, маргаритки, астры, васильки, дельфиниум, георгины, мальва.
- Среднестойкие — больше десяти лет (розы, ромашки, рудбекия, бархатцы, сальвия, гайлардия).
- Малостойкие — около 5 лет (лилии, флоксы, лютики, анютины глазки).
В одной композиции можно сочетать растения всех трёх групп, главное не забывать о возможных изменениях окраса. Для простых картинок не обязательно рисовать эскизы. Самыми лёгкими считаются аппликации из целых элементов. Например, с помощью зонтичных соцветий реально изобразить деревья, лист подорожника можно выдать за ёлочку, а из лепестков петуний легко составить пышные юбки девушек.
Композиции со сложным сюжетом лучше клеить на предварительно нарисованный эскиз. Его можно выполнить самостоятельно или скачать и распечатать из интернета. Некоторые рукодельницы в этих целях используют картинки из детских раскрасок.
После готовности всех материалов приступают к созданию ошибаны своими руками. Для этого рекомендуется осуществлять работу по следующим пунктам:
- Для картины лучше использовать плотный картон. Однако перед наклейкой элементов его в обязательном порядке обклеивают ватманом с двух сторон. Это помогает избежать перегибов после высыхания клея.
- Контуры картинки наносят на основу мягким карандашом. Также их можно перенести на картонку с помощью копировальной бумаги или кальки.
- Если сюжет поделки довольно прост, например, дерево на поле или ваза с цветами, можно выложить необычный и яркий фон. Для этих целей пригодятся различные травинки, листочки и лепестки. Если же выбран сложный рисунок, лучше сделать фон однотонным.
- Раскрашивание картины растительными заготовками интересное, но трудоёмкое занятие. Сначала нужно выложить фон, затем крупные объекты и только после этого приступить к распределению мелких деталей. Это можно сделать с помощью пинцета. Заготовки укладывают от краёв и постепенно двигаются к центру.
- Между элементами не делают явных стыков, верхние части растений прикрывают нижними кончиками следующих материалов.
- Чтобы придать картине объем, её дополняют почками вербы или тополиным пухом. Также может пригодиться кора, хвоя, солома и стебли трав.
- Сразу наклеивать растения на основу не стоит. Лучше накрыть составленный сюжет листом бумаги, а через некоторое время внимательно осмотреть. Если поделке не нужна доработка, то её можно закрепить с помощью клеящего состава.
Готовую картину нужно поместить под пресс на 10−12 часов. Аппликации в технике ошибана не требуют особых затрат, но специальные рамы для таких работ стоят довольно дорого.
Первые сюжеты можно хранить в обычных файлах или фоторамках вдали от солнечных лучей.
Мастер-класс для начинающих
Изучение ошибаны лучше начать с несложных картин. Например, пейзаж сможет осилить даже пятиклассник. Чтобы выполнить аппликацию, нужно подготовить следующие материалы и инструменты:
- плотный картон для основы;
- листья калины, лопуха, сирени винограда, клёна, тополя, земляники;
- бересту;
- кожуру с кукурузных початков;
- лепестки роз;
- тонкие веточки берёзы и полыни;
- тонкие кисти;
- клей ПВА;
- карандаш;
- пинцет;
- ножницы (обычные и маникюрные);
- рамку со стеклянной вставкой.
Если подобных растений нет у мастерицы под рукой, можно использовать другие. Главное подобрать веточки и листья, подходящие по цвету и фактуре. Фотография готовой картины поможет определить, какие материалы нужно подготовить.
Работу осуществляют по следующему алгоритму:
- На картонной основе делают эскиз пейзажа, отмечают контуры изображения. Особое внимание уделяют основным линиям — горизонту и элементам переднего плана. Затем прорисовывают более мелкие детали.
- Наклейку заготовок начинают с кожуры кукурузы. С помощью неё формируют небо. Чтобы все части поделки хорошо приклеились к основе, после каждого этапа рекомендуется помещать работу под пресс на 2−3 минуты.
- Речку оформляют из берёзовой бересты. Для этого её разделяют на слои и самые светлые части используют для создания поверхности воды.
- Дальний берег составляют из листвы тополя. Её клеят на основу задней, серебристой стороной. С помощью маникюрных ножниц из этого материала вырезают кусочки необходимой формы.
- Затем приступают к изображению левого берега. Для этого понадобятся листья клёна и лопуха. Мелкие заготовки размещают на основе в целом виде, а крупные обрывают руками, чтобы получить эффект плавного перехода.
- Важным этапом создания шедевра считается детальная проработка природы. Из светлого слоя бересты вырезают ветки и стволы для двух берёзок. Листвой им будут служить кусочки лопуха. Дополняют фрагмент кустиком из удлинённых листьев розы. На дальнем берегу формируют хвойный лес с помощью небольших веточек полыни.
- Из тех же листьев составляют правый берег. Деревья делают из тёмной коры берёзы.
Работа получилась довольно симпатичной, теперь её можно поместись в рамку или немного доработать, чтобы композиция стала выглядеть более натурально. Крону деревьев правого берега делают из обрывков листвы клёна, тополя, земляники или калины. У стволов растений располагают кустики из длинных листьев. Чтобы сделать берег более крутым и ступенчатым, берут сухой материал лопуха, тополя, клёна и лепестки цветов. Около воды размещают кустарник, склеенный из усиков винограда или тонких берёзовых веток.
Также стоит вернуться к реке. При создании бликов на поверхности воды важно помнить, что отражения тёмных предметов выглядят светлее, чем их реальные прототипы, и наоборот. Водоёмы всегда имеют лёгкую рябь из-за ветра, чтобы добиться такого эффекта, нужно обклеить речку рваными и неровными кусочками коричневой бересты.
На правом берегу присутствует немного растительности, поэтому для создания его отражения больше подойдёт светлая кора.
На дальнем плане перед хвойным лесом можно разместить небольшие островки с растительными насаждениями. Землю делают из листвы серого тополя и цветочных лепестков жёлтого цвета. На ней размещают ёлочки из полыни.
Теперь картина смотрится более живой и реальной. С первого взгляда трудно определить, что подобную красоту сделали из обычных сушёных растений. Конечно, не все смогут справиться с детальной проработкой аппликации, ведь с мелкими деталями довольно сложно работать. Но первый вариант пейзажа тоже по-своему интересен, поэтому можно остановиться на этом этапе и обойтись без внесения небольших изменений.
Композиции из цветов и растений способны украсить практически любой интерьер. Ошибана — интересное искусство, но все же имеет некоторые тонкости. Работа с сушеными растениями требует усидчивости и кропотливости, однако всё это не кажется сложным, если мастер ценит природу и хочет отвлечься от повседневных забот.