Витражная роспись по стеклуРазноцветное стекло как элемент декора используется во многих разнообразных по назначению формах. С давних времён его применяют в ювелирном деле, для украшения помещений и придания интерьерам неповторимого стиля. Витражная роспись по стеклу уже много веков не выходит из моды, гармонично сочетая прозрачность, игру красок и сюжет.

Экскурсия в прошлое

Первоначально стекло имело исключительно природное происхождение: вулканическое и даже космическое. Известное как обсидиан, является магматической породой и образуется при экструзивном истечении лавы вулканов. Она застывает настолько быстро, что атомы не успевают образовать кристаллическую решётку. Порода имеет гладкую стекловидную текстуру, в которую может входить несколько различных цветов, однако чаще всего встречается чёрный.

Этот красивый и уникальный по свойствам материал издавна использовали для изготовления украшений и предметов искусства. Но наиболее интересное применение — лезвия ножей и других инструментов, поскольку обсидиан при раскалывании образует пластины с режущим краем. Археологи обнаруживают подобные ножи, наконечники стрел и скребки во время раскопок самых ранних человеческих культур.

Как научиться техники росписи на стекле

Кусочки стекла привычного вида иногда находят в районах пустынь Северной Африки, Австралии, а также в Европе, Малайзии, на территории Индокитая и т. д. Они образованы в основном из песка (диоксида кремния) в результате падения метеоритов или более крупных космических тел. Эти минералы учёные назвали тектитами, а историкам они знакомы как «ливийское стекло».

Тонкости росписи по стеклу

Неизвестно, что именно и когда подтолкнуло людей к идее создания его рукотворного аналога, но произошло это давно. На Ближнем Востоке были найдены не только стеклянные бусы возрастом около 3500 лет, но также компоненты и следы метода, которым они были изготовлены.

Производством стекла занимались в Древнем Египте и на территории Римской Империи. В средневековой Европе это мастерство расцвело в Венеции. Даже сейчас произведения из венецианского стекла соответствуют высочайшим стандартам, а в эпоху Возрождения фигурные, сияющие яркими красками витражные окна дворцов и соборов производили неизгладимое впечатление на публику.

Картины из цветного стекла

Витражи — одни из самых знаменитых и сложных картин. Чаще всего они используются в архитектуре общественных и религиозных зданий, таких как мечети и христианские храмы. Наиболее известные из них:

  1. Технология росписи по стеклуСобор Аахена в Германии, который начали строить в 796 году при императоре Карле. Оригинальное художественное остекление высотой почти 26 метров, к сожалению, утрачено во время Второй мировой войны.
  2. Собор Сент-Шапель в Париже был закончен в XIII веке при короле Франции Людовике IX. На 15 витражах изображено более тысячи библейских персонажей.
  3. Иранская мечеть Насир Аль-Мульк XIX века в городе Ширазе. Её замысловатые витражи рано утром производят необычайный калейдоскопический эффект.
  4. Галерея Лафайет в Париже — роскошный торговый центр, построенный в 1912 году.
  5. Национальная галерея Виктории в австралийском Мельбурне, открывшая двери в 1968 году, знаменита своим «парящим» витражным потолком.

С середины XIX века этот вид искусства широко применяется в частном строительстве. Особенную популярность приобрёл во время расцвета архитектурного стиля арт-деко.

Старинный метод изготовления

Методика изготовления витражей впервые описана монахом Феофилом между 1110 и 1140 годами. Традиционный способ требует много точной резки и пайки оловом для соединения деталей. Но перед этим необходимо изготовить стекло:

  1. Как обжгается стеклоИз горячей массы выдуть стеклянный пузырь.
  2. Придать ему вытянутую форму.
  3. Срезать концы и сформировать цилиндр.
  4. Разрезать вдоль пополам и развернуть в плоскость.
  5. Дать медленно остыть в печи.
Читайте также:  Идеи и виды красивого аквагрима для девочек и мальчиков

В результате получают небольшие листы размером 25−30 см. Их раскраивают с помощью формы на части и соединяют в мозаичное полотно по схеме. Для получения различных цветов в стеклянную массу на стадии плавления добавляют оксиды металлов:

  • кобальт — синий цвет;
  • медь — рубиновый;
  • марганец — фиолетовый;
  • сурьма — жёлтый;
  • железо — зелёный.

Грубое стекло XII—XIII вв. обладало идеальными свойствами для создания витражей. Его пластины были плоскими и тонкими, что позволяло без особых затруднений разрезать элементы. В то же время его толщина оставалась нестабильной (от 3 до 8 мм), а это давало богатую глубину и переходы цвета.

С развитием технологии производства стекла в Средние века и эпоху Возрождения появилась возможность получать большие, тонкие и плоские листы в значительно большем диапазоне цветов, чем было возможно раньше. Однако конечный результат стал визуально менее интересным. Реставраторы и строители готических зданий признали этот факт, и с середины XIX века стали возвращаться к прежнему методу. Они разработали технологию «античного» стекла, которое по цвету и текстуре удивительно похоже на старинные образцы и используется по сей день.

Технология обжига

Технология производства стеклаЕщё один метод основан на том, что стекло окрашивается и запекается в печи для закрепления цвета. Он появился в XVI веке в связи с изобретением эмалевых красок. В отличие от классического способа, ограниченного введением пигментов в стеклянную массу, новый позволял наносить цвет на готовую поверхность. Как и любые другие краски, их можно было смешивать для получения разнообразных цветов и оттенков, а художники использовали кисти. Для сложных рисунков эмаль наносилась в несколько слоёв, что позволяло варьировать светопроницаемость и насыщенность изображения.

Читайте также:  Трафареты и шаблоны узоров для городецкой росписи

Своего расцвета техника достигла в период барокко, когда спрос на роспись витражными красками значительно вырос, и мастерских в одной Венеции на всю Европу не хватало. Появились работы мастеров на светскую тематику, особенно много сохранилось портретов. Кроме профессиональных художников, прибыльным делом занялись и народные умельцы. Самым известным центром стала нынешняя Чехия, до сих пор знаменитая изделиями из цветного и эмалированного стекла.

Светильники Тиффани

Светильники ТиффаниПожалуй, самой известной имитацией винтажных витражей стала технология, разработанная Луисом Комфортом Тиффани. От грубых изделий Средневековья произведения этого американского художника отличались сложностью и утончённым изяществом. Он работал с выдувным стеклом, мозаиками, лампами, эмалями, металлическими и ювелирными изделиями, керамикой.

Тиффани создал интерьер дома Марка Твена в Коннектикуте, который существует до сих пор. Но самая известная его работа — дизайнерское оформление комнат Белого Дома в период президентского срока Честера Алана Артура. Именно с этого времени его творчество обрело престиж и популярность.

Свои эксперименты Тиффани начал с дешёвыми бутылками и банками из-под варенья (в них содержались необходимые минеральные примеси, которых в тонком стекле не хватало) и использовал опалесцирующее стекло различных цветов и текстур для создания уникального стиля витражей. Но главное — он разработал метод окантовки каждого куска хрусталя медной полосой с последующим спаиванием их между собой. Уровень детализации изображений превзошёл все известные аналоги.

Самостоятельная работа

Художественная роспись по стеклуСовременные краски для витражной росписи удобны при использовании и часто не нуждаются в дополнительной обработке, а готовое покрытие может быть матовым, глянцевым или прозрачным. В настоящее время их использование настолько упростило процесс рисования, что с этим может справиться любой желающий.

Не стоит забывать, что многие краски токсичны и применять их в непроветриваемом помещении строго запрещено правилами техники безопасности. По этой же причине следует быть очень осторожными, выбирая тему «Витражи красками по стеклу» для детского творчества.

Как проводится витражная роспись по стеклу

Также существуют составы, которые нельзя наносить на соприкасающуюся с пищей посуду и мыть с использованием моющих средств. Чтобы художественное покрытие сувенира или предмета обихода хорошо сохранилось и радовало многие годы, его лучше подвергнуть обжигу в духовом шкафу.

Независимо от выбора краски всегда необходимо читать инструкцию — некоторые варианты предполагают использование грунтовки или дополнительного покрытия. Игнорирование этих требований может поставить под угрозу результат работы. Для рисования понадобятся такие материалы и инструменты:

  • Материалы и инструменты для росписи по стеклучистая посуда;
  • спирт или белый уксус;
  • FolkArt эмаль (не наносить на предметы, контактирующие с продуктами питания);
  • стекло;
  • пластина для палитры;
  • кисть из мягкой щетины (синтетическая оставляет следы);
  • губка для аппликаций (наиболее распространённый выбор для рисования через трафарет);
  • бумажные полотенца;
  • латексные перчатки.
Читайте также:  Трафареты и шаблоны узоров для городецкой росписи

Начать следует с подготовки стекла. Сначала его нужно вымыть тёплой мыльной водой, удалив грязь, пыль и остатки жира. Затем тщательно ополоснуть и дать полностью просохнуть. После смочить бумажное полотенце спиртом или уксусом и протереть предмет, чтобы избавиться от следов мыла. После высыхания поверхность готова к покраске. Лучше всего это делать в латексных перчатках, чтобы не оставлять следы от пальцев.

Особенности витражной росписи по стеклу

Для получения качественной витражной росписи по стеклу эскизы и шаблоны нужно подготовить заранее. Самый простой способ их применения — подложить под пластину и закрепить малярной лентой (следы скотча будет сложно удалить). В случае вазы — вставить внутрь и уплотнить салфетками, чтобы избежать смещения. На зеркала и керамику контуры шаблона можно наносить при помощи специального карандаша.

Техники рисования на стекле мало чем отличаются от обычных, поэтому здесь поможет фантазия и хорошие образцы. Главное — не забывать, что работа требует аккуратности, и регулярно проветривать помещение. Изделие должно сушиться не менее 24 часов до полного застывания. Если предполагается дальнейший контакт с водой, то желательно ненадолго поместить его в горячую духовку.

Чтобы изображение получилось очень похожим на настоящий витраж, оловянную пайку можно имитировать специальной краской-контуром: сначала кладётся контур, а после полного высыхания разноцветные участки заполняются методом заливки.

Просто и безопасно

В жизни всегда есть место празднику, и его можно устроить, сделав витражные краски своими руками. Для приготовления понадобится клей ПВА и пищевые красители разных цветов. Дальше всё просто:

  • Витражная роспись по стеклу своими рукамикраситель развести в клее (пропорции по желанию);
  • положить готовый рисунок или раскраску в канцелярский файл;
  • раскрасить изображение кисточкой прямо по файлу (чем больше слоёв — тем плотнее и лучше);
  • оставить до полного высыхания;
  • рисунок отделить от файла и той же гладкой стороной наклеить на стекло.

Такой способ совершенно безопасен и вполне годится для украшения окна или вазочки. Особенно такое занятие понравится детям, ведь им всегда приятно дополнить интерьер своими поделками.

Роспись по стеклу можно рассматривать как искусство живописи света. Независимо от технологии или материалов в ней проявляются самые неожиданные и неповторимые эффекты преломления и особые цветовые гармонии.

Внимание, только СЕГОДНЯ!